Что такое триз педагогика

Триз педагогика: что это такое?

что такое триз педагогика

Евгения Климкович

Всех читателей рада видеть снова на страничках блога. Сегодня со скоростью света развивается рынок педагогических технологий. Все они направлены на обучение и развитие детей и нацелены на достижение определённого результата. В очередной раз хочу на обсуждение вынести ещё один новомодный инструмент обучения в детском саду и в начальной школе.

Слышали, что такое ТРИЗ-педагогика? Наверное, «краем уха». А на самом деле, это направление «встало на ноги» уже в конце прошлых 80-х. И основатель её – вовсе не педагог и не психолог по образованию, а изобретатель Генрих Альтшуллер, многим известный как писатель-фантаст под псевдонимом Генрих Альтов. Заинтриговала? Тогда давайте к развязке.

Как появилась ТРИЗ?

Итак, начну с того, что расшифрую вам четыре заглавные буквы названия этой методики, которые по сути и объясняют её предназначение.

Теория решения изобретательских задач – вот что скрывается под этими четырьмя ТРИЗ.

Задумана она первоначально Альтшуллером для инженеров, чтобы помочь в решении технических задач. Основа этой теории – набор приёмов и алгоритмов, которые подобно мозговому штурму заставляют мыслить логически, используя исследование и анализ.

Основная идея, которой «жил» автор теории – «надо учить творчество». И в 17 лет он получил свой первый патент, а к 25-ти их количество достигло 10-ти.

Пока он занимался изобретательством, столкнулся с тем, что нужен какой-то алгоритм, выстроенный  на опыте предшественников, практическое руководство, которое помогло бы делать каждое изобретение более лёгким. Будучи технарём, а не психологом, он не изучал познавательную деятельность, а всё внимание направил на техническую сторону решения задачи.

40 тысяч «вывернутых наизнанку» чужих патентов и авторских изобретений, и в 1946 году в основе теории «поселились» законы и закономерности, применение которых в результате приводит к повышенному КПД (для тех, кто не знаком – коэффициент полезного действия). Избегать многочисленного перебора вариантов и сразу находить сильное решение, без проб и ошибок – вот какая задача у ТРИЗ.

Первоначально в советские времена ТРИЗ дала толчок к появлению некоторых инноваций в технологии, сыграв ведущую роль в области радиоэлектроники и вычислительной техники.

Благодаря этой методике появились дисплеи, индикация и разные блоки питания, первые программки для компьютеров. Ну, для технарей, всё понятно. Есть алгоритм, поставлена цель, есть результат. А как эта чисто техническая ТРИЗ применима к педагогике?

Как считает сам Альтшуллер в своём фантастическом рассказе «Третье тысячелетие», такая педагогика с решением изобретательских задач может вырастить универсального специалиста, который будет всё знать и уметь. При этом он рекомендует начинать обучение ТРИЗ-приёмам уже в детском саду, лет с пяти, заканчивая обучение в начальной школе до 13-16-ти лет.

Учиться придётся с максимальной скоростью, постоянно обновляя и дополняя программы, в малых по количеству (до 4-х человек) группах, чтобы учесть все индивидуальные особенности учеников. Но для этого всего нужно, чтобы ТРИЗ-учитель сам был универсальной личностью с творческой изюминкой.

Что может теория?

В результате альтшуллерская фантастика всё-таки стала реальностью. В современной школе методика нешаблонного решения задач стала применяться с каждым днём всё чаще, и рассчитана она на разные возрастные группы, вплоть до уровня послешкольного образования, для студентов и уже готовых специалистов.

Для школьников это, в первую очередь, преодоление барьера опаски решать творческие проблемы, будь то создание проекта, математическая задача и даже школьное сочинение. Ведь если искать аналоги ТРИЗ, то вы легко найдёте схожий алгоритм в таблице умножения.

Для дошкольников тоже существуют приёмы ТРИЗ-образования. Если вы мне скажете, что никогда не сталкивались с этим, то дам вам подсказку: для малышей ТРИЗ-обучение – это ни что иное, например, как изобретение игрушек, или конструирование.

Да даже для нас, родителей, систему ТРИЗ можно отыскать в обыденной жизни. Чем поваренная книга – не набор алгоритмов, обучающих, как быстро с освоенной технологией сварить что-нибудь экстравагантное, никому до того не знакомое.

Конечно, в зависимости от возраста, навыки, которым обучают приёмы ТРИЗ-методики, разные, но все они, используемые в системе образования, направлены на то, чтобы в результате научить ребёнка:

  • находить и выделять закономерности в большом количестве фактов;
  • видеть скрытые пути решения простых задач, выделяя не явно заданные характеристики предметов и явлений, то есть «смотреть на мир» по-новому;
  • строить причинно-следственные цепи и уметь их разветвлять до мельчайших подробностей, логически мыслить даже при отсутствии нужных знаний;
  • «жонглировать» противоречиями и свободно применять аналогии;
  • выстраивать классификации;
  • выдвигать гипотезы и доказывать их опытным путём;
  • из множества находить главное и искать суть через правильно заданные вопросы.

Не знаю, как вам, но мне кажется, если овладеть всеми этими умениями в той мере, насколько это возможно, будет не голова, а «дом советов».

Мало сказать: «Придумай то-то», надо объяснить, как

Как поговаривал сам Альтшуллер, роль у приёмов та же, что у красок в живописи, и они не мешают свободной фантазии. Вытекающая из общих законов развития любой системы, ТРИЗ в своём обучении пользуется для малышей играми и театрализацией, для детей постарше – диспутами и решением контрольных задач.

Есть у такой педагогики и свои любимые методы, которые чаще всего используются в детском саду и в начальной школе.

Маленькие человечки. Они становятся главными героями процесса обучения, раскладывая сложное на части. В таком методе маленькие человечки (а это могут быть и разные предметы, как захочется педагогу) располагаются рядышком друг с другом во всяких ситуациях.

Живой пример – урок физики, когда такие человечки показывают, что в газообразном состоянии эти малыши-молекулы качаются рядышком и передвигаются, в воде они уже крепко держатся за руки, а в металле схватились друг за дружку и руками, и ногами. Вроде бы техническая теория, а на практике – реальное творчество!

Фокальные объекты. Служит такой метод для снятия комплекса шаблонного мышления, чтобы находить неожиданные пути решения задачи. В таком приёме объекту приписывают свойства других объектов, которых у него изначально нет, даже иногда фантастические. Дети часто придумывают своё мистическое существо, фантазируют, где оно живёт, что ест, дают необычное имя. Всё это развивает воображение.

Метод системного оператора. Он учит массивы делить на составляющие части, системы – на подсистемы. Ну, например, в большом многообразии системы растений подсистемой станут деревья.

Метод противоречий. Их можно найти в любой системе. Умение видеть противоречия и пользоваться ими как взаимоисключениями помогает находить верное решение. Простой пример для детей  — из серии «много-мало», «хорошо-плохо». Задача этого метода – найти решение, чтобы устранить противоречие.

Метод аналогий. Противоположный предыдущему, по которому дети учатся искать сходство в предметах и явлениях, определяя признаки и свойства, сравнивая и классифицируя.

Бином фантазии. Вырабатывает причинно-следственное мышление, где бином – это состоящий из двух частей. В таком приёме берутся два слова, совершенно разных по смыслу и включается детское воображение: сочетаем несочетаемое и объясняем, как такое может существовать.

Вообще, пришла к выводу, что заниматься системой ТРИЗ дома в полной мере – это скорее бесперспективняк. Слишком уж это многих знаний требует, да и родителю надо быть изначально творческой личностью. Хотя в силах моих читателей я абсолютно не сомневаюсь, вы умеете удивлять!

Надо отдать должное тем педагогам, которые пытаются вводить уроки овладения навыками нестандартного решения задач, только вот таких профи в России ещё на практике маловато. Есть, конечно, курсы ТРИЗ-технологий, но следует помнить, что такое обучение требует не одного дня, а эффективность зависит от постоянных тренировок.

Давайте посмотрим на ТРИЗ занятие в детском саду.

Ну как, готовы учиться находить выходы из любых, даже самых сложных ситуаций и стать генераторами новых идей? А может, вас уже этому обучили, и вы успешно применяете ТРИЗ на практике? Расскажите нам в комментариях.

Не забудьте подписаться на новости блога и вступить в нашу группу «ВКонтакте»)

Удачи вам!

«ШколаЛа»

Источник: https://shkolala.ru/razvivashki/triz-pedagogika/

Триз педагогика

что такое триз педагогика

Определение 1

ТРИЗ расшифровывается как теория решения исследовательских задач.

Ее основоположником является изобретатель и писатель-фантаст – Альтшуллер Генрих Саулович. Впервые ТРИЗ была экспериментально внедрена в шестидесятые годы ХХ века в технических кружках. На таких занятиях детей обучали процессу технического творчества: придумывать новые самолёты, корабли и машины, изготавливать их модели. Такие творения часто становились победителями различных отечественных и зарубежных выставок, получали патенты на изобретение.

Тогда было впервые поставлено под сомнение распространенное утверждение, что творческий потенциал является врожденным талантом. ТРИЗ–педагоги считали, что абсолютно любого ребенка можно научить процессу творчества.

В современном мире ТРИЗ включают в качестве школьного компонента в учебные планы лицеев и гимназий, используют как метод обучения в общеобразовательных школах на отдельных предметах. Популярность ТРИЗ–педагогики заключается в необходимости формирования нового типа личности, соответствующего современной информационной эре.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сущность ТРИЗ

Определение 2

ТРИЗ – наука, которая вышла из технической среды и успешно применяется в гуманитарной сфере, в том числе в образовании. ТРИЗ–педагогику можно назвать смело инновационной педагогической моделью, основная задача которой заключается в формировании творческой и мыслящей смело личности.

Основной девиз данной педагогической системы — «Учись мыслить смело!». Люди, столкнувшиеся с ТРИЗ, не просто начинают мыслить иначе и решать по-новому поставленные задачи, а значительно меняют свое отношение к миру.

Помимо обучения творческой деятельности, задачей ТРИЗ–педагогики является ознакомление учащихся с различными приемами творческого воображения, развитие умений и навыков решения изобретательских задач.

ТРИЗ–технологии основываются на следующих компонентах:

  • решение открытых задач;
  • формирование творческого воображения;
  • преодоление психической инерции;
  • развитие системного и ассоциативного мышления.

ТРИЗ–технологии и практика

Для использования ТРИЗ на занятиях необходимо соблюдение определенных правил, без которых нельзя создать творческую атмосферу, в частности:

  • равенство на уроке ученика и педагога;
  • уважение к личности ребенка со стороны педагога;
  • признание права на ошибку, которое есть у каждого человека;
  • движение учителя и ученика рука об руку по дороге знаний и творчества;
  • главный воспитатель ребенка – пример его учителя.

Внедряя ТРИЗ-технологии на практике, педагогу следует быть толерантным и очень терпеливым по отношению к детям, которые мыслят медленно и не всегда понимают задачи. Ребенку необходимо понять, что на уроке он решает поставленные задачи вместе с педагогом. Он должен понимать, что педагог также может не знать ответа на вопрос задачи. Необходимо донести до ребенка, что не стыдно не знать чего-то, а стыдно не учиться.

На первом этапе предпочтительнее поделить класс на группы по 10 человек, и работать с ними по отдельности. При таком подходе работа будет более эффективной, будет создана доверительная, творческая атмосфера на занятии.

Начинать занятие следует с небольших головоломок, помогающих сосредоточить внимание, активизировать мышление учеников. Следует иметь богатый запас таких задач, так как дважды использовать ее в одном коллективе не получится.

Решившись использовать в своей педагогической работе ТРИЗ–методы, педагог должен быть готов к работе над собой. Постепенно он станет другим человеком, совсем иначе будет подходить к решению не только педагогических задач, но и жизненных, своих личных.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/triz_pedagogika/

Что такое система ТРИЗ и как она учит детей смекалке и мыслить самостоятельно

что такое триз педагогика

Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся (а лучше бы ещё чаще). И даже критическое мышление не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Как появилась ТРИЗ-педагогика

Система появилась в середине XX века, и поначалу она даже не была связана с педагогикой. В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы, чаще всего используемые изобретателями. Таких приёмов оказалось около сорока, и все они вместе с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) легли в основу ТРИЗ.

За это время она обзавелась новыми алгоритмами, и уже к началу 80-х её стали брать за основу методики преподавания в экспериментальных классах и школах. Цель ТРИЗ-педагогики — развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Альтшуллер выяснил, что любая техническая проблема приводит к ситуации, в которой оказывается всякий изобретатель: момент, когда решение ещё не найдено, а вариантов вокруг много. Метод проб и ошибок — ненадёжный и энергоёмкий способ, который при этом не гарантирует отличный результат. Учёный пришёл к выводу, что самое эффективное решение достигается при помощи уже имеющихся ресурсов, то есть в процессе решения задачи нужно отсечь всё лишнее, тогда ответ станет очевидным.

Генрих Саулович Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

ТРИЗ-педагогика имеет мало общего с классической и развивающей. Во-первых, здесь нет оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи. Во-вторых, для того, чтобы приступить к основам ТРИЗ-педагогики, ребёнок совсем не обязательно должен уметь читать, писать и считать: заниматься с малышом можно с того момента, как он становится способен отличить игру от реальности, то есть примерно с 2,5-3 лет.

Методы ТРИЗ

В процессе решения ТРИЗ-задач используется сразу несколько подходов:

  • метод мозгового штурма,
  • синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),
  • морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения),
  • метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее.

Эксперты уверяют: для того, чтобы заниматься с ребёнком в семье по этой методике, никакого специального образования не нужно. Достаточно просто разделять основные принципы ТРИЗ-педагогики и подходить к задаче творчески, сохраняя любопытство и допуская возможность любых, пусть и не самых стандартных решений.

Стать ТРИЗ-педагогом можно и без педагогического образования: сертификаты выдаются после курса обучения, которое проводит международная ассоциация «Образование для новой эры». При этом организация предупреждает о том, что не выдаёт сертификаты государственного образца России и не может гарантировать, что они будут учитываться при приёме на работу.

Пример из жизни

Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задачи. Планируя день, опаздывая на работу или забыв дома важные документы, мы ищем простые и эффективные способы устранить возникшие проблемы. Решение порой не лежит на поверхности, но чем больше смелкки мы проявим в процессе, тем сильнее будет удовлетворение от результата.

То же самое происходит с детьми: поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в них азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией. Так как нет единственно верного ответа, то это исключает и необходимость в оценке. Дети занимаются с удовольствием, без страха ошибиться или высказать неправильное мнение.

Сюжеты для ТРИЗ-задач повсюду: как включить свет в комнате, если выключатель находится слишком высоко? Чем раскатать тесто, если дома нет скалки? Как приготовить пирог, когда кончилась мука и почти не осталось сахара? Решать такие задачи можно ежедневно и не только за столом, но и на прогулке, по дороге в детсад или школу.

Особенно актуальны становятся методы ТРИЗ сегодня, когда каждый день мы вынуждены пропускать через себя гигабайты разнородной информации. Умение ориентироваться в ней, систематизировать и вычленять главное — то, чему мы можем научиться сами и научить наших детей. Как утверждают некоторые современные исследователи, именно эти навыки будут востребованы и нужны для жизни уже в самое ближайшее время.

Метод Поллианны

Да-да, ту самую восторженную девочку из книги Элинор Портер можно назвать родоначальницей ТРИЗ-подхода. Ведь для того, чтобы находить в любой неприятной ситуации повод для радости, нужны смекалка и воображение.

С утра идёт дождь, и долгожданная прогулка откладывается? Это печально, но есть и свои плюсы: можно остаться дома, позвать друзей и поиграть в настольные игры! Сломался карандаш и нет точилки? Да, теперь им не порисуешь, но можно достать краски, которые давно ждут своего часа на полке! Ежедневная игра в «хорошо-плохо» может стать отличной тренировкой в развитии стрессоустойчивости и позитивного взгляда на мир. Кроме того, она знакомит детей с понятием «противоречие», учит выстраивать логические цепочки и находить причинно-следственные связи.

Игр с элементами ТРИЗ очень много, и всё, что потребуется — немного фантазии и готовность отбросить условности.

Например, в игре «Маша-растеряша» ведущий каждый раз не может найти предмет, который ему очень нужен именно в этих обстоятельствах: надо порезать хлеб, но нет ножа; хочется пить, но воды в чайнике не осталось; есть желание порисовать, но кончилась бумага.

В каждой ситуации дети предлагают своё решение, и за самый оригинальный ответ ведущий выдаёт участнику значок или наклейку. Побеждает тот, кто к концу игры наберёт больше всего наклеек.

Пример ТРИЗ-задачи. От «морской болезни» страдают не только люди, путешествующие по морю, но и космонавты. Лекарства эффективны и в космосе, но усваиваются организмом несколько иначе, чем на воде, поэтому принимать их нужно часто и небольшими порциями. Как сделать так, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое педагогическая запущенность

Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели специальный пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена.

Что ещё можно почитать про ТРИЗ

1. Михаил и Зоя Шустерман «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребёнке творца» — интерпретация всем известной сказки, которую можно и нужно не просто читать, но и анализировать текст, попутно прорешивая задачи на смекалку и сообразительность.

2. Юрий Тамберг «Как научить ребёнка думать» — книга для родителей о том, как развить и поддержать детскую любознательность и почему творческое развитие важно так же, как воля и дисциплина.

3. Геннадий Иванов «Денис-изобретатель» –пятиклассник Денис решает изобретательские задачи: например, как поймать улетевший воздушный шарик или сделать так, чтобы окно закрылось само, когда начнётся дождь. Книга помогает формировать у детей образное и системное мышление.

4. Владимир Богат «Большие открытия маленького львёнка» — всю книгу львёнок сталкивается с разными задачами, которые помогает ему решить находчивая черепаха. Вместе с ними дети придумают, как достать кокос с высокой пальмы, где укрыться от дождя в пустыне и как перебраться с одного берега реки на другой, когда нет лодки.

5. Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» — сказки, к которым нужно самим придумать, чем они закончатся.

6. Анатолий Гин «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» — книга для родителей, в которой собраны основные методы и приёмы ТРИЗ-педагогики, а в конце можно найти задачи для детей.

Источник: https://mel.fm/pedagogika/9506213-triz

Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи в начальной школе – EduNeo

привлекательность использования приемов ТРИЗ заключается в том, что все они интересны для ученика, формируют познавательную активность, развивают все операции мышления, все виды универсальных учебных действий. Они помогают находить варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы.

Рефлексия – обязательная составляющая современного урока. При ее организации важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не для завершения урока, а для ученика. Это своеобразный самоанализ, позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу. Для того, чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке, настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть проводить рефлексию интересно.

Приём «Рюкзак»

Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме).

Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».

Приём « Причина – Факт – Следствие»

Этот приём позволяет определять причинно – следственную связь осуществлять мини-исследование.

Данный приём эффективен на стадии рефлексии, так как он позволяет увидеть перспективы и предположить дальнейший ход событий, мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение материала и выполнение домашнего задания.

Для решения логической цепочки предлагается только один из её компонентов. Учащиеся подбирают к заданному факту причину (или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие.

Например, «Я получил отметку «три» за диктант (факт). Причина: не выучил правило. Следствие: допустил много ошибок на это правило. Чтобы следующий диктант написать хорошо, нужно выучить это правило и уметь применять его при письме под диктовку (намечается коррекционная работа).

Урок литературного чтения
Тема урока С.Я. Маршак «Старуха, дверь закрой» по мотивам русской народной сказки «Кому горшок мыть».

Стратегия «Идеал»

Это стратегия технологии развития критического мышления.
Стратегия позволяет формировать:• умения определять проблему;• умение находить и формулировать пути решения проблемы;

• умение выбирать сильное решение.

Пример на уроке русского языка.Вниманию обучающихся учитель предлагает слово В..да• Интересно в чем проблема? Какую букву в этом слове написать?• Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Как узнаем, какую букву нужно написать? Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

-Посмотреть в словарь-Спросить у взрослых-Найти такие слова, где это буква будет в сильной позиции: водичка, водный, водоворот, водяной, воды, реки, водовоз, водица,• Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.• А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

В этом случае единственного решения нет

• Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Приём «Идеал» можно вводить в уроки, начиная со 2 класса, а подготовительной работой к нему будет приём «Маша-растеряша».

Приём «Маша-растеряша»

Это универсальный приём ТРИЗ, способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем.
Один ученик играет роль Маши-растеряши, задает действие, которое требуется выполнить.

Например, «Ой – что с тобой? Потеряла пенал. Чем я буду теперь писать на уроках? (попросить у учителя, у одноклассников, позвонить родителям). Другие дети предлагают варианты решения этой проблемы. Тот, кто предложил хорошее решение, сам становится ведущим (роль Маши-растеряши переходит к нему).Или пример на уроке математики.Ученик.-Что с тобой?Маша-растеряша.-Потеряла Число 5. Как я теперь увеличу 15 на 5?

Ученики предлагают решения: использовать вместо числа 5 сумму чисел 1и4, 2и3 или разность чисел 6минус 1, 9 минус 4)

Приём «Я беру тебя с собой»

Прием направлен на формирование умения объединять объекты по общему признаку, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Он направлен на формирование познавательных умений: особенно хорошо отрабатывается классификация.

Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала, можно изменять его так, как того требует тема урока и умение, которое формируем.

Например, на уроке русского языка: распределить глаголы по группам. Название групп уже даны. 1 ряд глаголы прошедшего времени, 2 ряд – глаголы настоящего времени, 3 ряд глаголы будущего времени. Ребёнок задает вопрос, по вопросу определяет и говорит «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой».

Еще одно достоинство этого приема: он может вывести на проблемную ситуацию, а затем на учебную задачу, которая и будет решаться на уроке. Если использовать интерактивную доску или раздаточный материал, тогда будет задействован весь класс. Плюс приема еще в том, что его можно использовать как динамическую паузу на уроке. На уроке, используя этот прием, ребята сами выходят к доске и ставят слова в нужное место.

Приём «Хорошо – плохо»

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.

Формирует познавательные умеий: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Кроме этого формируются:• умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;• умение разрешать противоречия;

• умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

 Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:  Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь. Найдите плюсы или минусы данного явления.Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

Задание: для учителя – участника или ведущего – мастер-класс это хорошо или плохо?

Приём «Нестандартный вход в урок»

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Например, слова: сад, садовник, садовый. Корень сад (обучающиеся знают, что корень – одинаковая часть слова)
Свет, светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой. Проблема: корень свет, свеч или све?)

Приём «Цепочка признаков»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу. Направлен на формирование познавательных умений(сравнение, анализ и синтез), регулятивных (составление плана действий).
Формирует:• умение описывать объект через имена и значения признаков;• умение определять по заданным частям модели скрытые части;

• умение составлять внутренний план действий.

Например, грамматические признаки имен существительных. Даны слова: у тети, у лисы, у собаки, у конфеты.
1-й ученик называет род, второй ученик – склонение, третий – падеж.

Приём «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения, автором которого является А.Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот приём можно применять даже на уроках изучения нового материала.

Самая неприятная  черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Пример (урок “Окружающий мир”)

Приём «ПОПС-формула»

Ученики учатся выражать мысли грамотно и убедительно. Этот приём используют на этапе рефлексии, но можно использовать и на этапе изучения нового материала, потому что он учит доказывать свою точку зрения.Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые являются необходимыми элементами для построения текста.П – позиция.

Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с».О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь ученик приводит аргументы, подтверждающие ваше мнение.

Ответ должен быть обоснованным, а не пустословным. Здесь основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что» или «Так как».П – примеры. Для подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех.

Этот пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Начинать нужно со слов «Например», «Я могу доказать это на примере».

С – следствие. Этот шаг является итоговым, он содержит окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начать можно: «Таким образом», «Подводя итог», «Поэтому», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что».

Пример, урок русского языка. Я считаю, что безударные гласные надо проверять ударением, потому что в слабой позиции слышим другой звук. Например: в слове вода слышим безударный гласный звук [а], а если я поставлю гласный под ударение воды, то о будет слышаться чётко. Исходя из этого делаю вывод о том, что безударный гласный в корне слова надо проверять ударением.

Приём «Шаг за шагом»

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из изученного ранее материала.

Например. На уроке русского языка по теме «Имя существительное». Задание: назовите имена существительные женского рода. Ученик шагает и на каждый шаг называет имя существительное.

Приём «Цветные поля»

Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.

Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю.

Красные поля – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»,

синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».

Данный прием в своей работе изменила. Убрала черные поля, но добавила желтые, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе все правильно».

Пример работы ученика

Этот прием удобен и детям, и учителю.
Во-первых, учитель видит мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда.

Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется. Такой прием удобен при проведении проверочной работы на текущем контроле.

Ведь по ФГОС за текущий контроль ребенок имеет полное право получить в журнал только 4 и 5. У обучающихся формируется контрольно-оценочная деятельность.

Считаю, что систематическое использование интересных приёмов делает педагогический процесс эффективным, формирует нестандартное мышление, приведет к хорошим предметным результатам. В результате грамотного использования приемов ТРИЗ у обучающихся формируются универсальные учебные действия, необходимые для формирования умения учиться, приводящие к способности человека к самосовершенствованию. Все это поможет вырастить деятельного изобретательного человека для нашего общества.

Источник: https://www.eduneo.ru/priemy-triz-pedagogiki-na-urokax-v-nachalnoj-shkole/

Триз для школьников — простыми словами

ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) знакома не каждому. Однако те люди, которые понимают её основы и умеют применять принципы ТРИЗ на практике, способны значительно облегчить свою жизнь!

ТРИЗ уже давно успешно применяется в повседневных и социальных сферах деятельности человека. И уже существует адаптированная система ТРИЗ для школьников. Она называется ТРИЗ-педагогика.

Данная методика позволяет успешно развивать мышление детей, закладывает основы для того, чтобы во взрослой жизни ребенок смог максимально эффективно взаимодействовать с окружающим миром и обществом, то есть: разрешать непростые ситуации, практично и оригинально решать проблемы. Эффективное взаимодействие с миром и обществом подразумевает еще и креативность, изобретательность, интерес и тягу к знаниям, учебе, самосовершенствование.

Что же такое ТРИЗ

:

  • Что такое ТРИЗ
  • Отличие ТРИЗ от ТРИЗ-педагогики
  • История ТРИЗ
  • Основы ТРИЗ
  • Триз для детей
  • Топ 5 примеров применения триз в реальных жизненных ситуациях

ТРИЗ или Теория решения изобретательских задач — это система инструментов для продуктивного мышления.Иначе говоря, эта система развивает и организует изобретательский потенциал человека.Создатель ТРИЗ — советский ученый и изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер. Он хотел решить важную проблему.

Какую? Долгие годы в изобретательстве активно использовался метод проб и ошибок. Изобретатели попросту испытывали разные идеи на практике, пока одна из них не срабатывала — так были совершены многие научные открытия.

Однако тратить много сил и времени на эксперименты — это не очень эффективно.

Таким образом, ТРИЗ за счет своих различных инструментов помогает преобразовать случайное, интуитивное в упорядоченную систему (например, идеальный конечный результат, ресурсы, приемы, противоречие и т.д. — подробнее о них будет сказано далее).

Триз и триз-педагогика. чем они отличаются

ТРИЗ-педагогика — методика, которая оптимизирует образовательный и воспитательный процесс. Она разработана на основе ТРИЗ.ТРИЗ-педагогика используется как в содержании обучения (программы уроков, учебный материал), так и в его процессе (способы вызвать у детей интерес к занятиям, ход и структура уроков и прочие организационные моменты).

На практике выяснилось, что дети, занимающиеся по школьной программе с применением методов ТРИЗ, намного легче усваивают знания.

История ТРИЗ

Развитие этой теории началось в 1946 году, когда Генрих Саулович Альтшуллер вместе со своим другом и коллегой Рафаилом Шапиро задались целью разработать алгоритмы изобретательства, чтобы повысить изобретательский потенциал ученых. Альтшуллер использовал более 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, ему удалось классифицировать решения по уровням изобретательности. Он выделил 40 приемов, которые используют изобретатели.

В 1948 году Генрих Альтшуллер начал проводить первые занятия по ТРИЗ.В 70-х годах появились школы по изучению ТРИЗ.

А в 80-х была создана ТРИЗ-педагогика, которая представляла собой систему по развитию детей школьного и дошкольного возрастов. Методы классической ТРИЗ были применены в рамках традиционной системы образования, и результат оказался положительным — учебный материал усваивался детьми проще и с большим энтузиазмом.

Основы ТРИЗ

Рассказать полностью о всех аспектах и сторонах теории решения изобретательских задач в нескольких абзацах — невозможно. Поэтому в статье дадим основные понятия.

Открытая задача.
Это такая задача, для которой нет единственно верного решения — их может быть множество, и только мы сами вольны выбирать подходящие. —ИКР (идеальный конечный результат).
ИКР — это эталонный, не всегда возможный результат при решении открытой задачи. Принцип ИКР сводится к следующему: необходимо сделать так, чтобы проблема решалась сама по себе. —Ресурсы.

!Правильно подобранные ресурсы помогают решить задачу наиболее оптимально.
Ресурсы — это те средства, которые используются при решении открытой задачи. В качестве ресурсов может быть что угодно — интеллект, органы чувств, физическая сила, стены, потолок, природные ресурсы, финансы, механические приспособления, электроника — можно перебирать варианты бесконечно. Что угодно может служить ресурсом, это зависит от условия задачи. —Система.

Это совокупность неких элементов, связанных между собой определенными законами и правилами.Примеры систем: солнечная система, система дорожного движения, охранная система.Системы взаимодействуют друг с другом. Яркий пример, — кровеносная система и нервная.Особенность любой системы в том, что она старается сохранить равновесие, развиваться и даже достичь идеальности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как перестать тревожиться за ребенка

Инструменты ТРИЗ главным образом позволяют систему развить.

Сама ТРИЗ нацелена на то, чтобы преобразовывать и улучшать. —Противоречие.

Это когда в определенной ситуации или при совершении какого-то действия получается и положительный, и отрицательный эффект, и формируется промежуточная задача, которую тоже нужно решить. Как правило, при решении той или иной задачи всегда будут возникать те или иные противоречия, которые требуется преодолеть. Именно в преодолении таких противоречий и сокрыта эволюция изобретательства.

Кстати, в ТРИЗ существуют приемы, которые противоречия разрешают. —Приемы.

В ТРИЗ есть 40 приемов. В любой жизненной ситуации можно применить, как минимум, один прием.

Вот некоторые из них:

  • изменение агрегатного состояния;
  • сделать что-то заранее;
  • сделать всё наоборот;
  • обратить вред в пользу;
  • увеличение/уменьшение размеров.и так далее.

!ТРИЗ не учит просто понятиям, она учит грамотно и последовательно применять алгоритм: правильно ставить ИКР к задаче, искать ресурсы, понимать, какие системы взаимодействуют в задаче, находить противоречия и использовать приемы для их устранения.

Триз для детей

В основу обучения детей по системе ТРИЗ легли открытые задачи. Решая подобные задачи, ребенок учится находить более оригинальные, но, при том, практичные решения. За счет этого и происходит активизация его мышления.

Примечательно еще и то, что открытые задачи по сути полностью соответствуют нашим обычным жизненным ситуациям, в которых тоже есть несколько решений для одной проблемы. Таким образом, дети развивают не только свое мышление, но еще и прикладные навыки по решению конкретных насущных задач.

В качестве примера можно привести открытую задачу про стражников.

Нерадивые стражники

В одном королевстве стражники, охраняющие королевскую сокровищницу, постоянно засыпают на посту. Из-за этого королевскую казну регулярно разворовывают. Королю это порядком надоело, поэтому он приказал своему советнику срочно найти решение этой проблемы, иначе тот к утру будет казнен.

Вопрос: Какое решение придумать советнику, чтобы стражники не засыпали на посту?

Педагог всякий раз намеренно направляет ребенка в сторону оригинальных и практичных решений. Те ответы, которые наберут больше всего баллов по двум показателям: “практичность”, “оригинальность”, являются наилучшими.

Чтобы разнообразить и улучшить методику, в дальнейшем были разработаны специальные игры для развития мышления. К ним, например, относится «Креатив-бой». «Креатив-бой» придумали педагог и специалист по ТРИЗ Анатолий Гин и кандидат физико-математических наук, изобретатель Александр Кавтрев.
Игра представляет собой вариацию игры «Что? Где? Когда?», вот только вместо вопросов на знания, игрокам предлагается решать открытые задачки.

Разбившись на команды, участники соревнуются в своих решениях, которые оцениваются по “оригинальности”, “практичности”, “артистичности представления своего ответа”, а иногда дополнительно по “научности” и “логичности” — это зависит от категории задачи. Побеждают те решения, которые наберут больше всего баллов.

Особенностью «Креатив-боя» является то, что помимо решения открытых задач, дети также учатся работать над проблемами сообща, развивают свои социальные навыки. А дух соперничества дополнительно стимулирует мышление — нужно не просто решить задачу наиболее эффективно, но еще найти идею лучше и быстрее, чем соперники в игре.

Конечно, чтобы дети более эффективно решали задачи, ТРИЗ-педагог рассказывает про идеальный конечный результат, ресурсы, противоречия, приемы, но простыми словами, адаптируя для детского восприятия. Затем уже происходит обучение этим инструментам на практике, потому что теории недостаточно.

Топ 5 примеров применения триз в реальных жизненных ситуациях

Приведем несколько примеров гениальных решений в стиле ТРИЗ.

1)Дизайн вывески ресторана «Гусь и лебедь»

Лондонский ресторан «Гусь и лебедь» («The Swan and Mallard») имеет очень яркий и необычный логотип. Английская буква «и» в названии («&») нарисована в виде лебедя, а гусь предстает в виде темного пространства за ней.
С точки зрения ТРИЗ здесь используется объединение двух систем, получается би-система.

2) Генри Форд и его работники

Генри Форд был поистине гениальным предпринимателем и изобретателем. Помимо изобретения конвейера, он также придумал крайне выгодный способ его чинить. Ремонтной бригаде, которая была приставлена к конвейеру, он платил исключительно за время отдыха.

Когда устройство ломалось, работникам переставали поступать деньги, а как только они его чинили и начинали вновь отдыхать, оплата вновь возобновлялась. Таким образом, ремонтники очень усердно и быстро выполняли свою работу.

Генри Форд использовал один из приемов ТРИЗ: “сделать наоборот”.

3) Лампочка

Раньше, когда еще Эдисон не придумал лампочки, была особая конструкция, которая служила источником света: это были два стержня, между ними образовывалась электрическая искра. Но у данного устройства был ощутимый недостаток. Дело в том, что расстояние между стержнями должно быть всегда одинаковым, но эти стержни сгорали.

Поэтому постоянно приходилось подкручивать рубильник, чтобы устройство работало.Придумывали разные конструкции.И только лампочка ученого Яблочкова разрешила эту проблему. Он поставил данные стержни параллельно (т.е. не стал направлять их концами друг к другу, а расположил их вертикально). Конечно, стержни сгорали, но медленнее, и расстояние между стержнями оставалось одинаковым.

Яблочков использовал смежные приемы ТРИЗ: “сделать наоборот” и “переход в другое измерение”.

Авторство материалов про лампочку принадлежит Сергею Фаеру

4) Чудо-наклейка

Данная наклейка позволяет определить спелость фруктов и овощей. Решение невероятно простое — изобразить на наклейке цвета, соответствующие той или иной степени спелости. В ТРИЗ часто ставится задача, как упростить измерение или диагностику объекта.

5) Необычный способ съесть пудинг или йогурт

Даже в самых обычных жизненных ситуациях может пригодиться ТРИЗ. В данном случае сделан упор на поиск ресурсов внутри системы.

Как видите, ТРИЗ помогает как в решении глобальных проблем, так и в бытовых ситуациях.

Взгляд в будущее

В настоящее время можно наблюдать новую волну заинтересованности общества в ТРИЗ. Причем, популярность и известность системы растет как в странах СНГ, так и в Европе, США, Канаде, Юго-Восточной Азии и Южной Америке.

Особенно в Южной Корее — в каждой корпорации ведущие менеджеры, инженеры должны владеть ТРИЗ. Её у них школах преподают в школах.

Все чаще методы ТРИЗ применяются в коммерческих и промышленных сферах, множество людей разных возрастов по всей планете изучают эту систему, а для особо заинтересованных, существуют курсы по подготовки специалистов ТРИЗ.

Если эти тенденции продолжат усиливаться, нас всех ждет будущее, где множество людей смогут полностью раскрыть свой потенциал, где наука и общество шагнут далеко вперед, а любые повседневные проблемы будут всегда решаться быстро и эффективно. А Вы хотите такого будущего для ваших детей?

Источник: https://dumalogiya.ru/triz-dlya-shkolnikov-prostymi-slovami/

Триз в педагогике: практические результаты

Есть два разных аспекта, раскрывающих применение ТРИЗ в педагогике и системе образования вообще. Аспект первый: ТРИЗ может применяться для решения педагогических задач. Учебный процесс и учебное заведение — тоже системы, и они могут быть усовершенствованы с помощью инструментов ТРИЗ.

Непростая задача

Расскажу один случай решения простой педагогической задачи. Однажды меня пригласили в один из самых известных российских лагерей отдыха для детей. Пригласили позаниматься с детьми — победителями олимпиад из нескольких регионов России. Лагерь стоит на берегу Чёрного моря. Когда я уже собирался уезжать, директор лагеря мне рассказал свою проблему.

Хочется, чтобы дети не просто занимались развитием своих способностей в лагере — а ещё и делали что-то полезное. Нужно найти такое дело, чтобы оно было посильно детям и воспринималось ими как полезное. А результат был бы такой, чтобы его можно было «пощупать руками». И еще было бы хорошо, если бы это дело было связано с природой Черноморья, с его экологией. Под такое дело я бы легко нашёл финансирование — сказал директор.

Но вот беда — дети приезжают всего на три недели, а в такой срок что-то существенное сделать нереально.

Противоречие понятно: для получения серьёзного результата нужно обучение детей и продолжительная творческая работа, но дети приезжают ненадолго, одни сменяют других. Как быть?

А вот и решение

Решение тоже понятно: нужно найти виды творческой работы, которым можно быстро научить. Каждый ученик может сделать что-то небольшое, что при объединении с другими даст интересный творческий результат.

В ТРИЗ-педагогике есть методики сочинения маленьких творческих произведений: загадок, творческих задач, фантастических рассказов. Обучить детей этим методикам можно за несколько часов. После этого каждый из них может сочинить одно или несколько произведений. м для них может стать черноморская природа.

Лучшие произведения отбираются для издания сборников загадок или рассказов Кстати, иллюстрировать их также смогут дети.

Педагогические приемы

Таких задач, связанным с обучением или воспитанием детей, было решено множество. Но теория решения изобретательских задач дала еще одну подсказку. Первые инструменты ТРИЗ — приёмы — появились в результате анализа массива изобретений.

А что если собрать массив педагогических находок и выделить из них лучшие педагогические приёмы? Через шесть лет работы я собрал картотеку педагогических приёмов. Часть из них была почерпнута из практики сильнейших учителей, часть была просто изобретена с помощью ТРИЗ.

В результате появился набор приёмов по управлению учебным процессом, по дидактике, по организации труда учителя. Все они проверялись на практике. Работать в школе стало намного легче, а эффективность учительского труда резко повысилась.

Через несколько лет была написана книги «Приёмы педагогической техники», которую ждал успех — на русском и украинском языках вышло 15 изданий книги, общий тираж около 80 000 экземпляров. Это абсолютный рекорд для методической литературы на постсоветском пространстве.

ТРИЗ в педагогике

Но если ТРИЗ оказалась столь эффективна, почему бы ей не обучать учеников? Разве методы мышления, методы нахождения новых идей будут лишними в образовании современного человека? Ведь современный мир полон сложных задач, противоречий, которые встречаются не только в профессиональной деятельности, но и в быту.

Обучение элементам адаптированной ТРИЗ детей — второй аспект применения ТРИЗ в педагогике. Ребёнок, с детства приученный воспринимать мир как поток задач, привыкший не бояться противоречий, будет более подготовлен к жизни и более успешен.

Конечно, речь не идёт о преподавании сложной инженерной ТРИЗ детям. Речь идёт о том, что для любого возраста можно подобрать или сочинить адекватные этому возрасту творческие задачи и решать их с детьми, постепенно вводя приёмы и алгоритмы мышления.

Экспериментировать я начал с собственными малышами, решая с ними каждый день по одной сказочной по форме, но изобретательской по сути задачке. Дети решали их с огромным удовольствием, тем более что в каждой задаче нужно было найти не одно, а несколько разных решений. Сейчас эти дети — взрослые и успешные люди. А те задачки вошли в книгу, которая издана в России, Чехии, Польше, Южной Корее, Китае и США.

Для старших детей в этом году мы начали издавать серию сборников творческих (изобретательских и исследовательских) задач. Мы убеждены, что наука становится значительно интереснее, когда знания приходят как результат решения творческих задач. Первые сборники включают в себя задачи и факты из физики, техники и биологии. В дальнейшем мы планируем выпуск сборников задач по широкой тематике: экология, история науки, искусство, бизнес

В последние годы получил распространение термин «ТРИЗ-педагогика». Целью ТРИЗ-педагогики является развитие творческого мышления и творческого характера. В рамках ТРИЗ-педагогики мы используем не только ТРИЗ, но и другие методы мышления. Например, мозговой штурм или методы критического анализа. Они хорошо дополняют ТРИЗ.

ТРИЗ-педагогика сегодня намного шире, чем просто обучение детей решению творческих задач. Она включает в себя обучение методам проектирования и прогнозирования, сознательного управления своим временем и своей жизнью. Она формирует широкое мировоззрение, восприятие мира в разных моделях и толерантность. Многолетняя практика, моя и коллег, показала, что и мотивация большинства детей на занятиях, построенных по принципам ТРИЗ-педагогики, значительно выше, чем на традиционных уроках.

Педагогика сегодняшней школы построена на образовательных традициях, сформировавшихся на заре индустриального мира. Она безнадёжно устарела. ТРИЗ-педагогика — шаг в будущее.
 

Еще больше интересных статей на портале Образование для всех

Подписаться на авторский канал, посвященный ТРИЗ-педагогике.
Автор — Анатолий Гин

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/triz-v-pedagogike-prakticeskie-rezultaty

ТРИЗ-педагогика: как развить изобретательство и творческое мышление ребёнка

ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач. Автором теории стал советский писатель и инженер Генрих Альтшуллер (1926-1998). Он рассчитывал вывести изобретательство в «ранг» науки и для этого самостоятельно вывел законы развития технической мысли.

Одним из таких законов стало утверждение, что «каждое изобретение — это разрешение противоречия». Например, обувь должна быть на шнурках, потому что шнурки отлично помогают фиксировать обувь на ногах и не теряют своих свойств, как липучки.

Но обувь и не должна быть на шнурках, потому что утомительно каждый раз их завязывать, да и маленькие дети не в состоянии справиться со шнурками самостоятельно. Обычным людям приходится выбирать что-то одно: жертвовать либо надёжной фиксацией стоп, либо удобством. Изобретатель же видит проблему — и устраняет её.

Как итог, появляется изобретение — силиконовые шнурки-клипсы. Такие клипсы сочетают в себе фиксацию обычных шнурков и удобство использования, так как их не нужно постоянно завязывать.

Но зачем вообще нужна ТРИЗ

ведь для учёных давно существуют проверенные опыты, теоретические и прикладные разделы наук?

Альтшуллер не был согласен со старыми методами, он полагал, что метод проб и ошибок не удовлетворителен. Учёные тратят десятки лет в ожидании удачной мысли, теории, а потом тратят ещё такое же количество лет на исследования и опыты. А если использовать правила изобретательности, то даже обычные школьники легко справятся с трудными техническими задачами.

Итак, ТРИЗ-педагогика помогает изучить принципы решения сложных творческих задач, используя законы и разработки Альтшуллера. Но зачем изучать какие-то дополнительные разработки, если в школе давным-давно учат детей решать задачи.

Да, это так, только следует учесть одно важное «НО» — школьные задачи далеки от задач житейских. В жизненных дилеммах не всегда «дана» вся информация, ответы посмотреть негде, да и верных решений может быть больше одного.

Сталкиваясь с нетипичной проблемой, бывшие школьные медалисты оказываются в тупике.

С 1946 по 1971 годы Г.С. Альтшуллер исследовал более сорока тысяч патентов, классифицируя при этом изобретательские решения по пяти уровням изобретательности. Было выделено сорок приёмов, которые помогают изобретателям оправдывать своё имя.

Первые занятия по ТРИЗ начали проводиться в 1948 году, и до 1970 года преподавание проходило в основном на экспериментальных семинарах. В начале 70-х по всей стране начали открывать специальные инженерные школы, но в скором времени проект закрыли.

Семинары по ТРИЗ продолжались, но уже не на уровне школ.

В 90-е годы ТРИЗ заинтересовались зарубежные учёные. В 1999 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, включающая организации из России, США, Израиля, Японии и Франции. Методиками и законами ТРИЗ пользуются NASA, Boeing, Samsung, General Electric.

Технология творческого мышления (переплет)

Эта книга — ответ на вызов времени о необходимости познать природу креативности и научить человека управлять своей интеллектуальной деятельностью. Развивая возможности знаменитой теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной Г.С.

Альтшуллером, авторы разработали уникальную методику формирования творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса.

Предложенные инструменты ТРИЗ позволяют успешно решать задачи любой степени сложности, возникающие в производстве, экономике, менеджменте, образовании, маркетинге.

Купить

Задачи по ТРИЗ

Для того чтобы дети не впадали в ступор при решении необычных и нетипичных задач, с ними нужно постоянно заниматься. Подобные нестандартные задачи называют «открытыми».

В своём интервью онлайн-изданию «Мел» ТРИЗ-педагог Анатолий Гин приводит пример такой креативной задачи на уроке физики, которая может привлечь учеников и заставить их нестандартно думать: «Учитель рисует на доске холм, дерево, корову: «Корова пасётся на холме. Погода дождливая, тучи, гром и молния.

После очередного удара корова падает замертво. Что произошло?». Дети выдвигают гипотезы, класс их обсуждает. А потом учитель говорит: «Сегодня мы будем изучать электромагнитную индукцию. Тот, кто первым догадается, как она связана со смертью коровы, получит «пять»».

Задача построена интересно, нетривиально, стимулирует интерес школьника, а также заставляет искать необычный подход к решению. И подобные задачки можно подобрать для любого предмета, правда, для составления подобных условий требуется и креативный подход учителя.

Требуется найти «золотую середину» (с которой у нас в стране, почему-то, всегда проблемы) — стандартные задачи, закрепляющие пройденную тему, должны сочетаться с креативными заданиями, стимулирующими учеников искать различные подходы к поставленной проблеме.

Вот несколько задачек по ТРИЗ, попробуйте их решить.

Без окон, без дверей

Вопрос: В какую сторону едет автобус?

Ответ: Двери расположены на той стороне, которую мы не видим. Следовательно, автобус едет влево. Для стран, где движение левостороннее, ответ противоположный.

Бежит, журчит, волнуется

Условия: Для устранения неполадок с водоснабжением рабочие раскопали часть металлической трубы, проложенной под землёй, по которой течёт вода. Однако, для того, чтобы работать дальше, необходимо понять, в какую сторону движется водный поток. Определить направление движения не получилось, ни когда по трубе постучали, ни когда пытались определить что-то на слух.

Вопрос: как определить, в какую сторону течёт вода по трубе, не нарушая герметичность последней ( нельзя резать, сверлить и т.п.)?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как поднять самооценку ребенку

Ответ: Воздействовать на трубу нельзя, однако воздействовать на воду разрешается. Следует нагреть воду в трубе в одном месте (труба металлическая!) и,отступив некоторое расстояние от этого места, следить, в какой стороне труба тоже потеплеет. Где окажется тёплый участок трубы — в том направлении вода и движется.

Тайная посылка

Условия: Вы хотите послать любимой посылку с дорогим украшением. При этом единственный способ — воспользоваться почтой. Можно повесить на посылку любое количество замков. Допустим, открыть замок без ключа никто не может, как и вскрыть посылку. Но вы ни при каких обстоятельствах не хотите рисковать и посылать по почте ключи.

Вопрос: Как вам быть абсолютно уверенным, что ваша любимая получит подарок (и сможет открыть посылку)?

Ответ. Получив посылку без ключа, девушка не сможет открыть её, но сможет закрыть её на свой замок и вернуть. Получив посылку с двумя замками, вы снимаете свой замок и возвращаете её девушке. В результате девушка получает подарок, а ключи никуда не пересылаются.

Лодка, волк, коза, капуста

Популярная задача про перевозку крестьянином его имущества имеет больше одного решения. Найдите хотя бы одно.

Условия: Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но в лодке может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту.

Вопрос: Как перевез свой груз крестьянин?

Ответ 1: Начать перевозку следует с козы. Крестьянин перевозит козу и оставляет её на другом берегу. Возвращается и берет волка, которого также перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно.

Ответ 2: Вначале крестьянин перевозит козу. Однако в этот раз он берёт не волка, а капусту. Отвозит ее на другой берег, оставляет там и возвращает на первый берег козу. Затем перевозит на другой берег волка, возвращается за козой и снова отвозит ее на другой берег. В этом случае количество рейсов (семь) точно такое же, как и в первом решении.

Что ещё почитать?

ТРИЗ для всех и каждого

Задачи встречаются не только в образовательных учреждениях. Нас везде поджидают трудности и проблемы, которые необходимо решить. То нужно открыть дверь кабинета, когда ключи остались дома, то телефон не во время сел, а надо совершить очень важный звонок, то рабочие перекрыли дорогу к дому и приходится подбирать альтернативный путь возвращения в родные стены.

Люди, с увлечением практикующие решения проблем по ТРИЗ, в каждой неурядице видят не беду, а задачу. Они формулируют условия, устанавливают данные и противоречия, ставят цель и подбирают ресурсы для решения.

Для человека, практикующего совершение определённых действий, срабатывает метод «инерции», «набитой руки».

Так и для людей, которые часто привыкли анализировать данные и искать ресурсы, нужные способы открываются намного быстрее, чем для человека, привыкшего действовать «по накатанной».

Тренировать способ мышления по ТРИЗ можно уже с малых лет. Для маленьких детей следует ставить лёгкие задачи, требующие разного подхода, вместе разбирать решения, придумывать альтернативу.

Например, для ребёнка до четырёх лет можно использовать приём из мультфильма «38 попугаев». Малыш только начал осваивать счёт и может ещё не знать всех цифр, из которых состоит его рост. Попробуйте измерить рост ребёнка в других предметах.

Например, каков его рост будет в письменных ручках? А в куклах или в машинках?

С пяти-семи лет уже можно начинать искать решения на открытые задачи из книг и потихоньку знакомить с основными принципами ТРИЗ.

Классическая же ТРИЗ, хоть и разработана для инженеров,в состоянии заинтересовать старших школьников и взрослых.

Но где же научиться решать задачки по ТРИЗ?

Практиковать решения по ТРИЗ довольно легко. Существуют открытые сервисы по ТРИЗ, например, сервис 4BRAIN или бесплатный курс Точилка для ума. Можно использовать готовые открытые задачи из книг (например, Д. Чернышев «Чем заняться вечером с семьёй на даче без интернета» или Ю. Тамберг «Как научить ребёнка думать»). Также в качестве пособия для родителей отлично подойдёт книга А. Гина «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» с перечнем основным методик и задач для детей.

В общем, как говорится, было бы желание, а возможности найдутся. Помните, чем больше ваш ребёнок умеет и чем больше он развивается, тем счастливее и успешнее сложится его дальнейшая жизнь.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/triz-pedagogika-kak-razvit-izobretatelstvo-i-tvorcheskoe-myshlenie-reb/

ТРИЗ-педагогика: образование новой эры

Здравствуйте, друзья! Мы уже поговорили про ценность теории решения изобретательских задач и важность ее использования в учебно-воспитательных учреждениях разных уровней. Сегодня предлагаю вам сделать упор на принципах, задачах и функциях, которые содержит в себе ТРИЗ-педагогика. Чем она отличается от стандартных методов обучения, что дает детям (и не только) и для чего вообще нужна?

Давайте  разбираться вместе!

Что такое ТРИЗ-педагогика?

Многие люди думают, что данная технология предназначена исключительно для того, чтобы учить грамотно мыслить тех, кто имеет отношение к изобретательству в той или иной его форме.То есть если, например, вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался в данном ключе, то вы, соответственно, отдаете его в то учебное заведение, в котором практикуется методика.

Так вот, я спешу развеять данный миф! Конечно, ТРИЗ — это чрезвычайно полезно для больших и маленьких изобретателей. Но уникальность подхода как раз в том, что он универсален! А все потому, что теория решения изобретательских задач развивает творческое мышление. А это, в свою очередь, означает, что она очень важна решительно для каждого человека, для любой сферы деятельности.

Поэтому ТРИЗ выбирают все те, кто хочет, чтобы их чадо развивалось активно и гармонично. Чтобы ребенок рос сообразительным и креативным.

Где применяется ТРИЗ?

Да везде! Начинается все еще в детском саду. То есть в то золотое время, когда ребенок пребывает на пике своих способностей принимать и усваивать информацию. Полученные в это время азы становятся мощнейшим фундаментом для дальнейшего совершенствования малышей, усиления тех способностей, которые были им дарованы природой.

Кроме этого, дошколят при помощи ТРИЗ готовят к школе. Благодаря этому переход на новую важную учебную ступеньку для детей становится не таким сложным и стрессовым как для тех ребят, которые воспитывались без ТРИЗ.

Далее  методика задействуется в начальной школе. На этом этапе маленьким учащимся дается информационная база, которая поможет им в дальнейшей школьной жизни. Дети учатся решать свои первые школьные задачки, используя максимально эффективные и при этом наиболее простые способы.

Конечно, продолжается ТРИЗ в средних и старших классах. В это время у школьников есть возможность начать применять усвоенное на занятиях в той сфере, которая им непосредственно интересна. В тех областях, с которыми они планируют связать свою профессиональную деятельность.

Кроме этого, технике обучаются сегодня и уже вполне взрослые и состоявшиеся в профессии люди. Инженеры, маркетологи, бизнесмены, управленцы, рекламщики и т.д. То есть все, кто имеет хоть какое-то отношение к творчеству.

Кому  подойдет методика?

Сразу отмечу еще одно распространенное заблуждение. Так, многие свято уверены в том, что ТРИЗ — это способ развития одаренных детей с какими-то исключительными способностями. Если и вы, мои уважаемые читатели, придерживаетесь аналогичного мнения, то поспешу вас разубедить.

Без сомнения, теория решения изобретательских задач способна в разы усилить возможности тех ребят, которые от природы обладают некими талантами, способностями. Однако огромнейшую пользу методика принесет и тому ребенку, который не может похвастаться таким же большим багажом умений.

Развивая смекалку, умение мыслить незаурядно и смело, ТРИЗ выведет кроху на новый уровень развития, усилит или даже подарит те возможности, которых у малыша от природы не было или они были слабо развиты. Именно поэтому так важна ТРИЗ педагогика в начальной школе и при работе с дошколятами.

Цель и задачи для педагогов по ТРИЗ

задача техники — формирование эффективного мышления и воображения, способных при работе с творческими задачами искать и находить те варианты решений, которые заведомо являются максимально продуктивными и верными. Тематика и уровень сложности задач при этом значения не имеют, т.к. ТРИЗ, как мы уже отмечали, универсальна.

Соответственно, именно эта базовая функция и стоит перед теми педагогами, которые применяют методику в своей работе с детьми или даже взрослыми людьми. Что касается более узких целей, то их много:

  • Минимизация «перебора вариантов» при решении задач.
  • Прогнозирование развития выбранной отрасли и поиск тех решений (в том числе, уникальных, новых), которые будут потенциально хороши в будущем.
  • Тренировка, совершенствование тех способностей, которые заложены в каждом учащемся от рождения.
  • Работа с коллективами. С целью увеличения КПД целой группы людей, работающих над некой общей задачей.

Принципы метода

 В основе ТРИЗ-педагогики лежат принципы:

  • Объективности законов развития системы. Решения должны находиться с учетом того, что любая система априори развивается определённым образом.
  • Противоречия. Внешние и внутренние факторы рождают в системах диссонанс. Решения задач должны быть такими, чтобы они помогали устранить эти противоречия.
  • Идеальности. При минимальных затратах должен быть получен наилучший результат.
  • Конкретности. Решения должны учитывать, что любая задача абсолютно конкретна, реальна, а человек ее решающий — индивидуален.
  • Кроме того обязательно обеспечить свободу выбора, открытость, деятельность, обратную связь.

Источник: http://my-day.pro/triz-pedagogika/

А что такое триз?

Разнообразие современных систем воспитания детей, порой, приводит многих родителей в замешательство при выборе воспитательной парадигмы для своего ребенка.

Все педагогические системы в настоящее время поддерживают идею гармоничного развития, в равной мере уделяющего внимание интеллектуальной, эмоциональной, морально-нравственной и другим сферам личности ребенка.

А главная задача развивающего воспитания – максимально эффективно адаптировать ребенка к предстоящей жизни, научить его справляться с непредсказуемыми ситуациями, в которые он будет попадать в ходе своей жизни, и здесь решающее значение играет способность быстро принимать эффективные, а зачастую, и нестандартные решения.

Одной из передовых педагогических технологий, активно поддерживаемой многими российскими практиками и теоретиками детского воспитания, является так называемая ТРИЗ или технология решения изобретательских задач, созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером.

Уделив немалое время анализу данных собранных многочисленными патентными фондами, он пришел к выводу, что в основе всех изобретений лежат одинаковые предпосылки.

Выделив и систематизировав их, он смог  создать свою теорию, которую нередко называют не теорией решения изобретательских задач, а теорией поиска правильных решений, что гораздо точнее отражает суть метода.

Название этой системы ассоциируется скорее с научным творчеством, чем с воспитанием детей, однако и в воспитании детей использование данной методики дает очень эффективные результаты. Это не мешает использовать ТРИЗ и во «взрослой» жизни – в инженерном деле, бизнесе, политике и даже в творчестве.

На самом деле, главное содержание теории – научить ребенка или взрослого не столько изобретать, сколько принимать правильные решения, руководствуясь определенными логикой и алгоритмами оценки текущей ситуации.

В настоящее время активно используются даже аналитические компьютерные программы, построенные на основе технологии ТРИЗ, и имеющие возможность предоставлять готовые решения для любых областей человеческой деятельности.

Суть технологии ТРИЗ

Обычно, попадая в ситуацию, требующую от нас принятия какого-либо решения, поиска выхода из затруднительного положения, мы можем начать поиск оптимального варианта решения проблемы лишь опираясь на уже имеющийся опыт, используя метод проб и ошибок, ну и, конечно же, логику.

Такой подход не является очень эффективным и при необходимости нестандартного решения может занять продолжительное время и вовсе не гарантирует успеха.

Но что, если бы мы владели универсальными принципами поиска нестандартных решений, применимых к любой ситуации и сфере деятельности? Принципами, которые позволили бы вам подойти к проблеме системно, а не ситуативно? Именно этому и учит ТРИЗ.

Поиск решения, выхода из ситуации на основе технологии ТРИЗ основан на стандартизированных логических операциях, вырастающих из общих законов развития любых технических систем.

Основная предпосылка ТРИЗ – любые, даже самые сложные технически, системы возникают не сами по себе, а на основе единых закономерностей, которые можно познать и использовать для рождения новых систем, а также для решения текущих задач.

Теория изобретательских задач дает возможность не тратить время на метод проб и ошибок или на ожидание творческого озарения, а воспользоваться системным подходом и решить большую часть рутинной работы на интеллектуальном уровне, найдя оптимальное решение.

Триз в детском саду

Хотя технология ТРИЗ эффективно применяется практически во всех сферах человеческой деятельности, начинать формировать системное мышление лучше всего с самого раннего детства. Именно поэтому во многих детских садах и воспитательных системах для дошкольников все чаще используются элементы ТРИЗ, а в отечественной педагогической науке все чаще приходится слышать о появлении нового направления — ТРИЗ-педагогике.

Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:

  1. Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.
  2. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.
  3. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.
  4. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.
  5. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.

Эти задачи последовательно реализуются в ходе взаимодействия педагога и ребенка, постепенно приучая его к системному мышлению и нестандартному подходу в поиске решений любой ситуации.

Мы не будем сейчас подробно посвящать вас в тонкости разнообразных вариантов воспитательных программ для дошкольного возраста, созданных на основе ТРИЗ, это не сложно сделать самостоятельно изучив любую из предложенных в конце данной статьи книг по теории изобретательских задач. Отметим лишь, что их немало, и каждая предполагает подробные методические рекомендации для воспитателей по конкретному воплощению теории.

В основе ТРИЗ-взаимодействия с детьми – коллективные игры и занятия, на которых детей учат выделять противоречивые свойства предметов и явлений и эффективно разрешать эти противоречия исходя из поставленной воспитателем задачи.

При этом ТРИЗ-ориентированные воспитательные программы вовсе не заменяю основную педагогическую программу, а только подкрепляют ее, позволяя сделать процесс воспитания интересным, занимательным и перевести его на качественно новый уровень.

Основное средство, используемое в ТРИЗ не только для дошкольников, но и для более старших детей, — педагогический поиск. Когда ребенку не предлагают готовое решение, а дают возможность найти его самостоятельно, акцентируя внимание не столько на успешном результате решения задачи, сколько на эффективном применении алгоритма его поиска.

Игры Триз в детском саду

Первые занятия в детском саду всегда носят игровую форму, и обучение ТРИЗ – не исключение. Начало критического мышления закладывается в ходе простых игр:

  • «Много-Мало» — детям предлагают быстро выразить условными жестами (сильно разведенные ладони – много, ладони вместе – мало, друг над другом — достаточно) свое отношении к услышанным фразам, типа: «Одна нога для всех людей – это», «Ведро воды для слона – это», «Ведро воды для воробья – это» и так далее.
  • «Хорошо-Плохо» — дети отвечают на вопрос почему это хорошо или плохо применительно к одной и той же ситуации, причем ситуации постепенно вытекают одна из другой. Например, сладкие конфеты – это хорошо и вкусно, но еще и плохо, так как от этого могут заболеть зубы. Заболели зубы – это хорошо, так как это сигнал, что пора идти к врачу, но и плохо, так как можно пойти к врачу и заранее и так далее.
  • «Разбежались» — группе детей предлагают быстро разбежаться по сторонам по какому-либо признаку, который называет воспитатель. Например, у кого одежда с карманами – направо, а у кого без карманов – налево; кого привел в садик папа – направо, кого не папа – налево.

Интересные книги по ТРИЗ-педагогике 

В рамках данной статьи мы смогли изложить лишь самые общие моменты теории изобретательских задач. Чтобы познакомиться с этой системой поближе, вы можете прочитать одну из многочисленных книг по ТРИЗ, тем более, что это в большинстве случаев не только познавательное, но и увлекательное чтение. В качестве обязательных к прочтению книг мы можем рекомендовать вам:

  • «Творчество как точная наука» Альтшуллер Г.С.;
  • «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца» Шустерман З.Г., ШУстерман М.Н.;
  • «Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления» Орлов М.;
  • «Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день» Кизевич Г.;
  • «Новые приключения колобка или Наука думать для больших и маленьких» Шустерман З.Г.;
  • «И тут появился изобретатель» Альтов Г.;
  • «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов» Иванов Г.И.;
  • «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности» Альтшуллер Г.С., Верткин И.М.;
  • «Триз в детском саду» Гин.С.;
  • «Мир фантазии» серия книг;
  • «Мир загадок» серия книг.

Таким образом, ТРИЗ – это действенный эффективный метод, применяемый во всех сферах человеческой деятельности и для всех возрастов. Он позволяет системно подходит к решению задач, а также развивать критическое мышление. Дошкольный возраст – самое лучшее время для начала освоения такого способа мировосприятия, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущих принципов взаимодействия человека и мира. 

А напоследочек,  ролик о том, как в петразоводском детском саду пользуются и активно внедряют методы ТРИЗ. Интересно)))

Источник: http://www.withkids.ru/home-school/obuchenie-s-uvlecheniem-mysli-metody-i-podhody/chto-takoe-triz.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все в порядке!
Что такое высокомерие определение

Закрыть