Что является предметом педагогической психологии

Педагогическая психология: это наука, методы и её структура

что является предметом педагогической психологии

Педагогическая психология — отдельное направление, которое возникло под влиянием других наук. Эта отрасль изучает влияние обучения, воспитания на развитие человека. Также она занимается разработкой подхода к обучению отдельных личностей.

Предмет изучения и задачи

Педагогическая психология — самостоятельное направление, главной задачей которого является изучение закономерностей, механизмов развития личности. Предмет изучения педагогической психологии — определение психологических закономерностей, которые касаются воспитания, обучения. Изучается подход преподавателей, восприятие новой информации учеником.

Задачи направления:

  1. Определение взаимосвязей между уровнем собственного развития, интеллектом и формами воспитания, обучения.
  2. Раскрытие закономерностей воздействия механизмов воспитания, обучения на становление личности, развитие интеллектуальных способностей.
  3. Изучение методов, применяемых педагогами.
  4. Исследование закономерностей, механизмов, усвоения учеником социокультурного опыта, сохранение полученной информации.

цель этой науки — координация педагогического процесса, разработка методов обучения отдельных личностей.

Классификация

Педагогическая психология имеет внутреннюю структуру, которая состоит из трех частей:

  1. Психологии учителя. Аспекты, на основании которых строится работа педагога при обучении студентов.
  2. Психологии воспитания. Становление личности, которое происходит в заранее сформированных условиях организации деятельности ребенка. Это направление изучает усвоение убеждений, нравственных норм, формирование мировоззрения.
  3. Психологии обучения. Изучает развитие процессов познавательной деятельности.

Каждое из направлений изучает разные аспекты, которые формируют педагогическую психологию.

Становление и развитие науки

Развитие, выделение этой отрасли в отдельное научное направление происходило в три этапа:

  1. Общедидактический этап. Первый труд по педагогической практике, который повлиял на становление отдельного направления, написал Я. А. Коменским — «Великая дидактика». Ученый закончил произведение в 1632 году. Он предложил создать отдельную систему школ, чтобы дети получали хорошее образование. Благодаря ему была введена концепция классно-урочного образования. Дополнительно к этому он сформировал ряд принципов нравственного воспитания, которые предназначены для детей. Этап длился с середины 17 до конца 19 века. Другие выдающиеся ученые, которые внесли большой вклад в развитие педагогической психологии на первом этапе — Иоганн Герберт, Жан-Жак-Руссо, Адольф Дистервег.
  2. Второй этап становления этой отрасли психологической науки длился с конца 19 до середины 20 века. В этот период развития педагогическая психология начинает формироваться в отдельное направление. К наиболее выдающимся ученым этого этапа относятся Выготский, Торндайк, Каптерев.
  3. Третий этап формирования педагогической психологии обуславливается созданием многочисленных приемов обучения. К ученым, которые повлияли на развитие третьего этапа относятся Рубинштейн, Махмутов, Оконь, Ланда, Эльконин.

В процессе формирования педагогической психологии появлялись новые теории, методики обучения, которые со временем совершенствовались.

Теории

Педагогическая психология имеет ряд теорий, которые были разработаны в результате развития этой отрасли:

  1. Ассоциативная теория. Она преобладала до конца 19 века. Эта теория объясняла, что мышление является репродуктивной функцией памяти. Движение любой мысли зависит от того, какие идеи будут репродуцироваться из хранилищ памяти.
  2. Теория социального научения. Она объясняет, что для обучения детей чему-то новому, недостаточно применять практики наказаний, поощрений. Важнейшими формами обучения являются — имитация, идентификация, подражание.
  3. Теория самовоспитания. Это процесс, с помощью которого человек усваивает опыт от предшествующих поколений. Для этого задействуются внутренние душевные факторы. При этом воспитать ребенка без самосовершенствования невозможно.
  4. Теория самообучения. Процесс получения человеком опыта предыдущих поколений, который происходит с помощью собственных устремлений.

Помимо теорий, в педагогической психологии существует несколько законов:

  1. Закон готовности. Объясняет скорость реакций человека от его подготовленности к задуманному.
  2. Закон эффекта. Если в процессе установления связи между реакцией и ситуацией человек испытывает удовлетворение, то эта связь укрепляется.
  3. Закон упражняемости. Чем чаще возникают одни и те же временные последовательности стимула, сопутствующие им реакции, тем прочнее связи образуются.

Бихевиористские теории оказали весомое влияние на развитие этой научной отрасли.

Методы изучения

В педагогической психологии применяются разные методы изучения:

  1. Наблюдение — методика, применяемая для изучения деятельности педагогов, учащихся. При получении новой информации с помощью наблюдения должны соблюдаться некоторые условия. Нельзя сообщать наблюдаемому о проведении исследование. Наблюдатель не должен препятствовать, вмешиваться в процесс исследования. При наблюдении важная информация фиксируется в специальный дневник, а все интересные события снимаются на видео или фотографируются.
  2. Тестирование — вопросы составляются заранее и содержат систему стимулов, чтобы испытуемый мог проявлять реакцию на них. При проведении тестов человеку предлагают несколько вариантов ответов. Полученный результат углубленно изучается.
  3. Анкетирование — набор тестов, на которые субъект должен ответить письменно. С помощью анкет получают общую информацию о личности, отдельных навыках, способностях.
  4. Беседа — устный опрос, который проводится в свободной форме. Чтобы создать благоприятную атмосферу, ученый должен задать человеку несколько общих вопросов на интересующие его темы.
  5. Эксперимент — метод получения информации, при котором исследователь создает определенные условия, вторгается в привычную жизнь человека, воздействует на него различными раздражителями. Для получения информации может использоваться лабораторное оборудование.

Отдельной методикой является изучение продуктов деятельности обучающихся. После выполнения исследований ученые могут углубленно изучить методики, с помощью которых преподаватели обучают студентов.

Проблемы направления

Педагогическая психология имеет ряд проблем, которые подвергаются углубленному изучению:

  1. Взаимосвязь между психологическим развитием ребенка и организованным педагогическим воздействием. Психологи до сих пор не могут ответить, как и насколько сильно обучение, воспитание влияет на развитие, процесс созревания детей.
  2. Поиск, применение сенситивных периодов развития психики детей. Сенситивный период — это временной промежуток, в который проявляется наибольшая чувствительность психических процессов к различным воздействиям.
  3. Взаимодействие между возрастными закономерностями и особенностями развития, которые подходят для различных возрастных категорий, конкретных детей. При выборе метода обучения нужно учитывать, что разные возраста детей открывают различные возможности, которые важны для дальнейшего развития.
  4. Проблема разработки методик обучения детей. При этом подбираются такие программы, методики воспитания, обучения, которые лучше соотносятся с особенностями каждого ребенка. Во время образовательного процесса нужно учитывать способности, задатки разных детей.
  5. Педагогическая запущенность. Часто возникают ситуации, когда один ребенок отстает от сверстников по развитию. Это обуславливается различными причинами, которые являются приоритетными для изучения психологов. При этом специалист должен уметь отличать умственную отсталость из-за психологических нарушений от педагогической запущенности.
  6. Готовность детской психики к применению обучающих методик. Если у ребенка нет задатков к обучению точным наукам, привить желание в этом случае крайне сложно.

Способы обучения и воспитания

Методы обучения представляют собой действия, оказываемые преподавателями на учеников, чтобы добиться результатов. Классификация этих методик строится на способах передачи содержания, среди которых выделяют:

  • практические — самоуправление, тренировки, упражнения;
  • словесные — инструктажи, беседы, рассказы;
  • наглядные — демонстрация интересных материалов.

Методы обучения разделяются по разным факторам. По способу организации упорядоченной учебной деятельности:

  1. Способы оценки знаний, навыков, умений.
  2. Методики формирования навыков, умений, позволяющие применять полученные знания на практике.
  3. Методы получения новых данных.

По характеру деятельности:

  1. Репродуктивные — при их применении преподаватели составляют задачи, вопросы, отвечая на которые ученики начинают самостоятельно воспроизводить усвоенный учебный материал.
  2. Объяснительно-иллюстративные — рассказы, лекции, беседы с аудиторией. При их проведении ученики должны усваивать новую информацию, узнавать изображения.
  3. Эвристические, частично-поисковые — методики, с помощью которых организовывается поиск выдвинутых задач, которые были заранее сформированы на основе усвоенных учебных материалов.
  4. Методики проблемного изложения — с их помощью учитель формулирует задачу, составляет интересующую проблему и объясняет ученикам способы решения, приводит ряд доказательств.
  5. Исследовательские методы. Преподаватель дает ученикам материалы по теме изучения и они ищут дополнительную информацию самостоятельно, проводят углубленный анализ интересующих вопросов.

В ходе проводимых исследований, психологи, педагоги ищут методики для обучения учеников, зависимо от их способностей, задатков.

Взаимодействие с другими науками

Педагогическая психология связана с такими науками:

  • социологией;
  • философией;
  • анатомией;
  • физиологией.

Эти науки помогают педагогической психологии развиваться.

Вопросы о том, как влияют методики обучения, воспитания на развитие личности интересуют ученых многие столетия. Для изучения этого взаимодействия было создано отдельное направление. На основе получаемой информации в ходе проводимых исследований, ученые составляют новые методы для обучения детей, подростков, студентов.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/teorii-pedagogicheskoj.html

Предмет педагогической психологи, Предмет психологии обучения, Предмет психологии воспитания, Предмет психологии учителя — Возрастная и педагогическая психология Библиотека украинской подручных икиників

что является предметом педагогической психологии

Психология Возрастная и педагогическая психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Педагогическая психология также является отраслью психологии. Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания.

Это наука, изучающая закономерности процесса усвоения человеком социального дос свиду в условиях учебно-воспитательного процесса. Педагогическая психология возникла во второй половине XIX в. Учредителем украинской и русской педагогической психологии был психолог и педагог. КД. Ушинский (182 3-1871).

Большую роль в ее становлении сыграли украинские психологи и педагоги. ПД. Юркевич (1826-1874),. ОФ. Лазурский (1874-1917) и и1917) та ін.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое педагогическая запущенность

Психологи основное внимание в педагогической психологии сосредотачиваются на изучении психологических закономерностей обучения и воспитания детей, подростков, юношей и взрослых людей. Педагогическая психология диференци иювалась на несколько областей знаний. Среди них — психология обучения, психология воспитания, психология учителейля.

Предмет психологии обучения

Психология обучения является отраслью педагогической психологии. Психология обучения изучает закономерности развития личности, возникновения психологических новообразований у людей разных возрастных групп при их уч чение.

Психологи, работающие в области психологии обучения, направляют свои усилия на поиск и создание оптимальных условий, способствующих управлению процессом обучения, которое включает усвоения учащимися знаний умений и навыков, мотивы и цели их учения, отношение к учебе и другие проблемы.

На основе данных психологии обучения разрабатываются методы обучения и воспитанияння.

Предмет психологии воспитания

Предметом психологии воспитания является исследование психологических закономерностей формирования личности в условиях целенаправленной организации педагогического процесса, то есть изучение процессов, которые осуществляются я при взаимодействии воспитателя и воспитанника, а также исследования взаимодействия между воспитанниками.

Психология воспитания изучает, как формируется нравственная самостоятельность подрастающего человека, как складывается у нее моральн о-волевая сфера.

Исследователи из проблем психологии воспитания сосредоточивали и сосредотачивают свои усилия на формировании у подрастающей личности нравственных представлений, понятий, принципов, убеждений, действий, услышите ттив, привычек, выражающие положительное отношение детей, подростков, юношей в Украину, родителей, учителей, других окружающих людей, в украинских языка и других языков, к учебе и труду, к правам и обязанностям в, к самомуго.

Предмет психологии учителя

Психология учителя является отраслью педагогической психологии. Психология учителя изучает психологические проблемы, включающие учителя как специалиста с присущими ему функциями, связанными с обучением и вос ованный учащихся в школе, классным руководством, проведением внеклассной работы, связями с родителями и общественностью.

Особое место здесь занимают взаимоотношения учителя и учеников, взаимоотношения между учителями, ш кильним руководством, создание благоприятного психологического климата в учебных классах, в школе и т.д..

К проблемам этой области психологических знаний входят и психологические вопросы формирования учителя не те лькы как узкого специалиста-предметника, но и мыслителя, общественного деятеля, который формирует взгляды и убеждения окружающих людей, помогает им формировать национальное сознание, способствует укреплению благосостояние у людей независимой Украины через пропаганду гуманных идей, духовности тощощо.

Возрастная психология имеет тесные связи с другими науками о человеке. Она, прежде всего, связана с философией как наукой, от которой отделились все отрасли психологии. Особенно связанные с философией многообразий нитни теоретические положения возрастной психологииії.

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/vikova_ta_pedagogichna_psihologiya_-_skripchenko_ov/predmet_pedagogichnoyi_psihologi.htm

Предмет и задачи педагогической психологии (стр. 1 из 3)

что является предметом педагогической психологии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

Образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И. Менделеева»

кафедра практической психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

3. Проблемы педагогической психологии

В педагогической психологии имеется проблемы. Некоторые из них мы рассмотрим.

Источник: https://mirznanii.com/a/202056/predmet-i-zadachi-pedagogicheskoy-psikhologii

Предмет, задачи, структура педагогической психологии

Предмет педагогической психологии

При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо прежде всего разграничить по­нятия ее объекта и предмета.

Объект науки — это то, что существует как данность вне са­мого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать материальные и нематери­альные явления, тела, процессы; живые, биологические и абст­рактные системы; биологические организмы разной степени сложности. В качестве объекта научного (теоретического и эм­пирического) исследования выступают растительный и животный мир, человек, общество, цивилизация, космос и т.д.

Каждый объект (и человек как объект научного познания) мо­жет изучаться множеством наук. Так, человек изучается антро­пологией, физиологией, психологией, социологией, педагоги­кой и т.д. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в объекте. Возрастная и педагогическая психология, например, имеют общий объект изучения — человека, но пред­меты этих наук разные.

Для возрастной психологии это законо­мерности и механизмы психического развития человека и лич­ностного формирования от рождения до старости, для педагоги­ческой — прежде всего механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе.

Очевидно, что общность объекта изучения обусловливает тесную, внутренне нерасторжимую связь педагогики и психологии, воз­растной и педагогической психологии и достаточную условность их дифференциации на основании различия их предметов.

Прежде чем дать развернутое определение предмета педаго­гической психологии, необходимо обратить внимание также и на то, что образовательный, педагогический процесс, являю­щийся объектом изучения многих наук (педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления, общей, социальной, возрастной, педагогической психологии и др.), представля­ет собой сложное, многофункциональное, многокомпонентное явление.

Сложность, многокомпонентность процесса обучения бы­ли отмечены еще великими дидактами — Я.А. Коменским, И. Песталоцци, А. Дистервегом. Так, А. Дистервег подчеркивал необходимость « принимать во внимание различные моменты или предметы, определяющие преподавательскую деятельность.

А именно: 1) человека, подлежащего обучению, ученика-субъек­та; 2) предмет учения и обучения — учебный предмет — объ­ект; 3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т. д.; 4) обучающего учителя» [66, с. 221]. (Существен­но здесь, что еще в середине XIX в. ученик рассматривался как субъект, а не объект обучения.

) Многокомпонентный состав об­разовательного процесса в педагогической психологии рассмат­ривается и с функциональной точки зрения как взаимодействие факторов. Эффективность учения зависит от согласованности действий этих факторов, т.е. «от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают» [96, с. 152].

При этом исследователями образовательного процесса подчеркивается рав­ная важность всех составляющих его компонентов. Сложность самого образовательного процесса, механизмов освоения обуча­ющимся социокультурного опыта и организации этого освоения обучающим определяет и многоплановость предмета педагогиче­ской психологии.

Предметом педагогической психологии являются факты, ме­ханизмы, закономерности освоения социокультурного опыта че­ловеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ре­бенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и уп­равляемой педагогом в разных условиях образовательного про­цесса.

В частности, педагогическая психология «изучает зако­номерности овладения знаниями, умениями и навыками, иссле­дует индивидуальные различия в этих процессах, изучает за­кономерности формирования у школьников активного самосто­ятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания» [96, с. 7], т.е. формирование психических новообразований.

В широ­ком смысле слова предметом науки является то, что она изуча­ет в объекте. Приведенное определение красноречиво свидетель­ствует о сложности, многоаспектности и неоднородности пред­мета педагогической психологии.На современном этапе развития педагогическая психология становится еще более объемной. Так, отечественная педагогиче­ская психология изучает психологические механизмы управле­ния обучением (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.

) и образователь­ным процессом в целом (B.C. Лазарев и др.); управления процес­сом освоения обобщенных способов действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.); учебную мотивацию (А.К. Маркова, Ю.М. Ор­лов и др.); индивидуально-психологические факторы, влияю­щие на успешность этого процесса, например сотрудничество (Г.А. Цукерман и др.), личностные особенности обучаемых и учи­телей (B.C. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.

). В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления процессом обуче­ния, формирование познавательных процессов (добавим, и преж­де всего теоретического мышления), «отыскивает надежные кри­терии умственного развития и определяет условия, при кото­рых достигается эффективное умственное развитие в процес­се обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, а также взаимоотношения между учащимися» [43, с. 5] в общем контексте задачи формирования личности учащегося.

Задачи педагогической психологии

В целом педагогическая психология выявляет, изучает и опи­сывает психологические особенности и закономерности интел­лектуального и личностного развития человека в разных усло­виях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии яв­ляются:

— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личност­ное развитие обучаемого;

— определение механизмов и закономерностей освоения обу­чающимся социокультурного опыта, его структурирования, со­хранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающе­гося и использования в различных ситуациях;

— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

— определение особенностей организации и управления учеб­ной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познаватель­ную активность;

— изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных ка­честв;

— определение механизмов, закономерностей развивающе­го обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

— определение закономерностей, условий, критериев усво­ения знаний, формирование операционального состава деятель­ности на их основе в процессе решения разнообразных задач;

— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стан­дартами;

— разработка психологических основ дальнейшего совер­шенствования образовательного процесса на всех уровнях обра­зовательной системы.

Структура педагогической психологии

Предмет каждой отрасли научного знания определяет и ее струк­турную организацию, т.е. те разделы, которые входят в данную науку. Традиционно педагогическая психология рассматривает­ся в составе трех разделов: психологии обучения, психологии вос­питания, психологии учителя. Психология дошкольника и школьника любого возраста рассматривается возрастной пси­хологией. Студенческий возраст как особый жизненный период рассматривается отдельно (в частности, психологической школой Б.Г. Ананьева).

В связи с тем, что предмет педагогической психологии мы трак­туем расширительно (включая в него особенности самого обра­зовательного процесса как единства учебной деятельности уче­ника и педагогической деятельности педагога, а также характе­ристики каждой из них и их субъектов в целях определения пси­хологических закономерностей позитивного развития личности обучающегося), структура этой науки может быть представлена с другой позиции, определяемой следующими соображениями.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое эмоционально волевая сфера ребенка

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_2/018_pedagog_psihologia/002.htm

Читать онлайн Педагогическая психология: конспект лекций страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания.

Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию.

Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам психологических вузов.

:

Тема 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 1

Тема 2. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 4

Тема 3. ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

Тема 4. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ 19

Тема 5. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30

Тема 6. УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ИОБЩЕНИЕ 39

Тема 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 44

Примечания 46

1.1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии

Педагогическая психология – самостоятельная отрасль психологической науки, наиболее тесно связанная с такими ее отраслями, как возрастная психология и психология труда. Обе эти науки близки благодаря общему объекту изучения, которым является человек в процессе его развития, но предметы их разные.

Предметом педагогической психологии является не просто психическое развитие человека, как в возрастной психологии, а роль в этом процессе обучения и воспитания, т. е. определенных видов деятельности. Именно это сближает педагогическую психологию с психологией труда, предметом которой является развитие психики человека под влиянием трудовой деятельности.

Одним из видов последней является педагогическая деятельность, непосредственно влияющая на развитие психики как учащегося, так и самого педагога.

Предметом педагогической психологии являются также факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые этим освоением изменения в уровне интеллектуального и личностного развития.

В частности, педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, особенности формирования у учащихся активного самостоятельного творческого мышления, влияние обучения и воспитания на психическое развитие, условия формирования психических новообразований, психологические особенности личности и деятельности педагога. Основными проблемами педагогической психологии всегда были следующие.

1. Связь сознательного организованного педагогического воздействия на ребенка с его психологическим развитием . До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, ведут ли обучение и воспитание за собой развитие, всякое ли обучение способствует развитию, как связано биологическое созревание организма с обучением и развитием ребенка, влияет ли обучение на созревание, и если да, то до каких пределов.

2. Сочетание возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей развития и оптимальные для возрастных категорий и конкретных детей методы обучения и воспитания .

Каждый возраст ребенка открывает свои возможности для его интеллектуального и личностного роста, но чем старше становятся дети, тем больше между ними накапливается индивидуальных различий, а общие возрастные закономерности имеют все больше исключений.

Возможности развития детей одного возраста вовсе не одинаковы, и по мере взросления последних все острее становится проблема оптимального использования этих возможностей.

3. Нахождение и максимально эффективное использование сенситивных периодов развития психики ребенка . Сенситивным периодом называется период наибольшей чувствительности психики к определенного рода воздействиям.

Например, сенситивным периодом для освоения родной речи у ребенка является возраст примерно до трех лет, и, если до 4-летнего возраста ребенок не научился понимать человеческую речь, освоить ее в полном объеме он уже не сможет. Сенситивный период для освоения письменной речи (чтения и письма) начинается в 4–4,5 года, а судить о сроках его окончания с точностью до года не представляется возможным.

Психологам известны еще далеко не все сенситивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, длительность и конец, к тому же многие из этих периодов индивидуально своеобразны, наступают в разное время и протекают по-разному.

Трудности, связанные с практическим педагогическим решением этой проблемы, состоят также в том, чтобы точно определить признаки начала сенситивного периода, а также комплексы психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в пределах того или иного сенситивного периода. Психологам необходимо научиться прогнозировать наступление различных сенситивных периодов развития.

4. Психологическая готовность детей к сознательному воспитанию и обучению . Ни одно психологическое свойство и качество человека не возникают внезапно из ничего – их появление в открытой форме предваряется длительным периодом скрытого, латентного преобразования.

Применительно к большинству психологических свойств и особенностей ребенка об этих периодах известно чрезвычайно мало. С чего они начинаются и сколько времени длятся, каково соотношение скрытых и открытых периодов развития каждой психической функции – еще одна из сложных проблем педагогической психологии.

Решая ее, необходимо определить, в каком смысле следует употреблять и понимать термин «готовность к обучению и воспитанию»: подразумевается ли под этим наличие у ребенка определенных задатков или уже развившихся способностей, имеется ли в виду наличный уровень развития психики или необходимо учитывать также зону ближайшего развития.

Немалую трудность также представляет поиск валидных и надежных методов психодиагностики готовности к обучению и воспитанию.

5. Педагогическая запущенность .

Отставание ребенка в развитии от сверстников может быть обусловлено разными причинами, и необходимо суметь отличить подлинную умственную отсталость от педагогической запущенности, вызванной тем, что на более ранних этапах развития ребенка плохо обучали и воспитывали и он не получил от окружающих взрослых того понятийного аппарата, который характерен для соответствующего возраста. Педагогически запущенному ребенку необходимо создать благоприятные психологические условия, чтобы он мог ликвидировать свое отставание в развитии.

Следует отыскать истинные критерии различения педагогической запущенности и различных форм подлинной умственной отсталости (задержки психического развития, олигофрении и др.), чтобы исключить ошибки и не допустить попадания педагогически запущенных, но поддающихся исправлению детей в специальные учебные заведения для умственно отсталых.

6. Обеспечение индивидуального подхода в обучении . Под индивидуальным подходом понимается применение к каждому ребенку таких программ и методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям, прежде всего к имеющимся способностям и задаткам.

В наши дни направлениями наиболее активных исследований являются: психологические механизмы управления обучением (Н. Ф. Талызина, Л. Н. Ланда и др.) и образовательным процессом в целом (В. С. Лазарев); учебная мотивация (А. К. Маркова, Ю. М. Орлов и др.); личностные особенности обучаемых и учителей (А. А. Леонтьев, В. А. Кан-Калик); учебно-педагогическое сотрудничество (Г. А. Цукерман и др.). Таким образом, предмет педагогической психологии сложен, многосторонен и неоднороден.

На современном этапе развития предмет педагогической психологии включает в себя все больше различных задач, которые ставит перед этой наукой жизнь. Отказ от единой для всей системы образования идеологии, разнообразие предлагаемых образовательных программ, новые жизненные требования к интеллекту и личности гражданина заставляют и педагогическую психологию обращаться к все новым областям исследований. Наиболее важные и актуальные задачи педагогической психологии таковы:

› раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на психику обучаемого;

› определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися общественного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании и использования в различных ситуациях;

› определение связи между уровнем психического развития обучающегося и оптимальными для него формами и методами обучающего и воспитывающего воздействия;

› определение критериев усвоения знаний, психологических основ диагностики уровня и качества усвоения;

› изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;

› определение особенностей организации и управления учебной деятельностью учащихся с целью оптимального воздействия на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

› разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Источник: https://dom-knig.com/read_230818-1

Педагогическая психология: предмет, задачи и разделы

Определение 1

Педагогическая психология – это прикладная отрасль психологии, которая возникла по причине запросов теоретической педагогики и образовательной практики.

Определение 2

Массовое образование – достижение цивилизации, а вместе с тем и условие развития человечества.

В психике человека выделяются те аспекты, которые связаны с образовательным процессом. Этот процесс занимает одно из главных мест в жизни современного человека, поэтому важность практического применения педагогической психологии аргументировать нет необходимости. Обучение и воспитание нуждаются в психологическом сопровождении.

Предмет педагогической психологии

Предметом педагогической психологии выступают явления, законы их развития, связанные с процессом обучения, а также механизмы психики субъектов образования. Субъектами образовательного процесса являются учащиеся, студенты, слушатели и учителя, преподаватели. Целенаправленным изучением структуры и динамики психологического образа в процессе обучения и воспитания занимается педагогическая психология.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что делать если я хочу

Замечание 1

У педагогической психологии имеется множество задач, определяемых особенностями образовательного процесса.

Определение 3

Образование – это получение и усвоение человеком знаний, навыков и умений в процессе обучения.

Образованный человек в жизни – это грамотный, начитанный, эрудированный человек. Если говорить об образовании в широком смысле, то процесс и результат образования – это созидание человека, становление его как личности. То есть, это принципиальное, качественное изменение, переоснащение психики и личности.

Содействие развитию личности, ее самореализации и самоизменению называется образованием. Поэтому уровень образованности не определяется количеством лет, которые предназначены для обучения. Различают образование: начальное, среднее, средне-специальное, высшее. Эти градации условны. Целостным результатом является образованность.

Это нечто большее, чем аттестаты, дипломы и удостоверения. Полученные знания меняют сознание человека, его отношение к миру только в совокупности с процессом воспитания. Образование человека – это не только обучение, но и построение образа собственной личности, усвоение образцов социального и профессионального поведения.

Образовательный процесс непременно должен быть учебно-воспитательным, комплексным.

Кажется, что данное утверждение очевидно. Но в истории российского образования совсем недавно звучали идеи изъятия воспитания из образовательного процесса.

Обучение и воспитание невозможно применить по отдельности, они неразрывно связаны, впрочем, как сознание и мышление, как психика и личность.

Для того, чтобы обучение и воспитание были эффективными, требуются особые социальные условия и педагогические усилия, нужна государственная образовательная система и профессиональная подготовленность учителей.

Задачи педагогической психологии

Это пять основных задач, которые пересекаются, зависят друг от друга, то есть, не являются только психологическими:

  • комплексное изучение психики учащегося;
  • психологическое обоснование и отбор учебного материала;
  • разработка методов обучения и воспитания и их психологическая апробация;
  • изучение психики профессиональной деятельности педагога;
  • участие в разработке теоретических вопросов в области педагогического знания.

Определение 4

Комплексное изучение психики учащегося – это организованное, целенаправленное исследование. Проводится для того, чтобы оптимизировать и индивидуализировать процесс образования, который в свою очередь содействует формированию грамотного психологического сопровождения в ходе обучения и воспитания.

Здесь следует решить множество задач частного характера и общепсихологического плана для ответа на вопрос об основном субъекте процесса: кто обучается?

Чтобы выявить психологические особенности личности каждого ученика, необходимо использовать все параметры психологической структуры личности: потребности, самосознание, способности, темперамент, характер, особенности психических процессов и состояний, психический опыт личности.

Психологическое обоснование и отбор учебного материала, подлежащего усвоению. Решение этой задачи дает ответ на вопрос: чему учить? Рассматриваются вопросы содержательной стороны, объема учебного материала, выбора обязательных, избирательных, элективных дисциплин.

На многие вопросы нет однозначных ответов, все зависит от культуры, традиций, образовательной политики. Школа готовит человека не только к будущей трудовой деятельности, но и ко всей жизни.

В течение жизни у человека могут произойти изменения, например, он будет вынужден сменить профессию.

Замечание 2

Поэтому образование должно быть достаточно широким и всесторонним. Невозможно научить всех и всему, но содействовать развитию личности в процессе образования и обучения необходимо.

Третья задача отвечает на вопрос: как учить? Разрабатываются и апробируются педагогические методы, технологии обучения и воспитания.

Изучение психики и профессиональной деятельности педагога отвечает на вопрос: кто обучает? В этой части поднимаются проблемы как социальные, так и психологические. Всякий ли может стать учителем? Каковы профессионально-значимые качества педагога? Каким должен быть его социально-психологический и материальный статус? Как повысить мастерство учителя и обеспечить его самореализацию?

Пятая задача является исходной, теоретически значимой. Участие в разработке теоретических и практических вопросов, где рассматриваются цели общественного образования, обучения и воспитания.

Здесь ученые ищут ответ на вопрос: для чего обучать? Без четкой сформулированной цели управляемого образовательного процесса быть не может, невозможны также прогнозирование, проверка и оценка результатов. Цель должна определить, какую личность общество планирует создать в ходе образовательного процесса. Вопрос о том, для чего обучать, выходит далеко за границы психологической науки.

Но без участия психологии вряд ли можно грамотно ответить на этот вопрос. Необходимо максимально учитывать человеческий фактор и реализацию в образовании идеологии «человеческих отношений».

Чтобы решать эти и многие другие задачи образования, разработаны направления:

  • психология обучения;
  • психология воспитания;
  • психология труда и личности педагога.

Первые два раздела педагогической психологии посвящены психике обучаемого субъекта. В настоящее время больше развита психология обучения. Существуют научные школы, концепции. Особенно важным является формирование и трактовка теоретических категорий и понятий раздела.

Методики, психолого-педагогические конструкции, педагогические техники являются производными от основ научно-понятийного аппарата. Хотя многие современные авторы выдают их за психолого-педагогические инновации.

К сожалению, за схемами и конструкциями зачастую теряется человеческая личность и ее психологические особенности.

Педагогическая психология, наука межпредметного характера. Любая задача педагогической психологии является многопредметной и комплексной. Образовательный процесс изучают философия, медицина, социология и т.д. Все аспекты образовательного процесса выходят на человека, субъекта образования. Не все позиции отечественной научной психологии являются бесспорными.

Вопросы вызывают ранняя профилизация обучения, упрощение и сокращение школьных программ, наличие двух ступеней высшего образования, повсеместное тестирование. Будем относить эти явления к переходному этапу российской образовательной системы и ее модернизации. В целом, отечественные психологи считают, что образование должно быть разумно, выверено избыточным, опережающим нынешнее общество и сегодняшнего обучаемого.

Его основная цель – работать на будущее, быть развивающим и воспитывающим.

Междисциплинарный характер педагогической психологии

Педагогическая психология обязательно находится в другом разделе психологии прикладного характера: юридической, спортивной, медицинской, либо включает в себя разделы современной психологии.

Определение 5

Общая психология – это методологическая, категориальная и понятийная база педагогической психологии. Общепсихологические понятия и термины работают здесь в контексте образования.

Детская психология неразрывно связана с педагогической. Ребенок – качественно иная личность по утверждению Ж.Пиаже, поэтому обучать и воспитывать его нужно особым образом на разных ступенях взросления. Без учета возрастных особенностей выстроить образовательный процесс невозможно.

Развитие и обучение находятся в сложном взаимодействии и являются актуальной проблемой современного образования. Дело в том, что обучение и развитие происходят на данном этапе в новых социальных условиях. Субъекты образовательного процесса стали качественно другими. Все это требует систематических исследований психологического и межпредметного направления и прямого выхода на массовую образовательную практику в школах и вузах.

Образование существует в социуме, поэтому наличие социально-психологической проблематики в педагогической психологии необходимо. Общественные, государственные и личностные задачи субъектов образования могут не только не совпадать, но и находиться в противоречии.

Например, общество не нуждается в таком количестве юристов, экономистов и банковских служащих. Объективно не хватает представителей инженерных и рабочих профессий. Необходимо согласовывать желания и потребности, это задача государственных структур.

Однако, чтобы оптимально решить эту проблему, нужна работа психологов.

Замечание 3

Педагог работает не только с учеником как индивидуальностью, но и с малой социальной группой, родителями, коллегами. Все влияния социума на образовательный процесс должны быть запланированы, учтены, измерены, скоординированы.

Одной из главных является связь педагогической психологии и педагогики. Они имеют общие цели и методы, одинаковые научные объекты, научное сообщество – Российскую академию образования, общие исторические корни. Организацией психолого-педагогического процесса занимались К.Д.

Ушинский, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.С.Макаренко. Существуют примеры систематического и эклектического объединения этих двух направлений, существуют модели построения современной психодидактики. Отрабатываются научные и практические психолого-педагогические направления.

Будущий педагог начинает свое обучение в вузе по психолого-педагогической триаде: психология – педагогика – частная методика преподавания. Такая связка учебных предметов является особенностью профессионально-педагогического образования в России.

Эта триада обеспечивает психолого-педагогическую грамотность и культуру студентов, будущих учителей. Предмет профессионального труда учителя включает в себя не только знание дисциплины, но и взаимодействия с учеником. Профессионализм педагога заключается в знании преподаваемого предмета и в усвоении педагогических теорий и приемов.

Настоящая психолого-педагогическая образованность учителя может быть только комплексной и целостной.

Замечание 4

Необходимо сказать, что триада имеет ряд нерешенных вопросов, методических неувязок и недоработок. В массовом преподавании этих дисциплин нет должной методологической, понятийной и операциональной преемственности. Существуют содержательные повторы, несоответствия трактовок, особенно психологических явлений.

Психолого-педагогическая триада не всегда может быть реализована как единый цикл дисциплин. Современные психология и педагогика находятся в сложных, часто противоборствующих отношениях, что является допустимым в академической науке. Применительно к образовательной практике такое положение не желательно.

Школьный учитель не должен быть профессиональным психологом, но психологическую подготовленность и образованность не следует сводить к минимуму.

Школьный психолог не обязан быть учителем, но для эффективности и полезности психологической работы он должен быть знаком с педагогическими теориями и повседневными реалиями образовательного процесса.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/pedagogicheskaja-psihologija/vvedenie-v-problematiku-pedagogicheskoj-psihologii/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все в порядке!
Как вы понимаете значение слова целеустремленность

Закрыть