Общение как понимание людьми друг друга

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.7. Общение

общение как понимание людьми друг друга

  • Сущность понятия «общение».
  • Культура общения.
  • Структура, функции и виды общения.

Общение — вид деятельности, при котором проис­ходит обмен информацией, идеями, оценками, чувства­ми, конкретными действиями. В широком смысле слова общение — взаимные от­ношения, деловая или дружеская связь между людьми.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Культура общения – важное условие нормальных взаимоотношений между людьми.

Культура общения включает в себя:

  • наличие доверия к тому, с кем общаешься;
  • наличие уважения к тому, с кем общаешься: общаться необходимо бережно и вежливо;
  • демонстрация уступчивости в общении;
  • отказ от навязывания своих вкусов, привычек, предпочтений другому;
  • внимание к собеседнику;
  • владение культурой речи.

Структура общения.

  • Субъекты общения (те, кто обменивается информацией, идеями, чувствами, действиями).

Типы субъектов общения:

— реальные люди (человек-человек, человек — группа)

-реальный субъект и иллюзорный (человек – животное, человек -разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)

-реальный и воображаемый партнёр (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)

-воображаемые субъекты  (например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

  • Цель – ради чего люди общаются друг с другом.
  • – конкретная информация, чувства, действия.
  • Средства – способы общения (органы чувства, рисунки, Интернет, телефон и др.).

Функции общения (то есть его роль в жизни человека)

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная — в процессе общения человек  получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения.

  • Познавательное (обмен знаниями).
  • Деловое (средство достижения определённых целей).
  • Интимно-личностное (общение на уровне чувств, эмоций, отношений друг к друг).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-10/

Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия — Саморазвитие

общение как понимание людьми друг друга

Общение представляет собой сложный процесс, который состоит из трех сторон.

При рассмотрении проблемы общения в психологии отдельное внимание уделяется его интерактивной стороне. Подобный аспект общения выполняет ряд важных функций.

Об особенностях перцептивной стороны общения в психологии читайте здесь.

Понятие и характеристика: кратко

  • Что обозначает термин «интерактивная сторона общения»?
  • Интерактивное общение — совместная деятельность индивидов, в процессе которой происходит не только обмен информацией, но и реализация совместных целей.
  • Во время подобного взаимодействия люди не только вступают в беседы при помощи речи, но и совершают совместные поступки и действия.
  • Во время интеракции происходит взаимное влияние всех ее участников друг на друга, в результате деятельность становится максимально эффективной из-за появления общих взглядов, целей.
  • Субъекты взаимодействия прилагают усилия, направленные на достижение конкретного результата, в котором они заинтересованы.
  • Интерактивная сторона общения позволяет не только достигать целей в результате объединения усилий с другими людьми, но и развивать собственную личность.

Во время подобной коммуникации человек осознает свои поступки и желания, развивает новые качества. Часто эти качества заимствуются у других людей, за которыми осуществляется наблюдение во время совместной деятельности.

Формы и примеры

Обычно выделяют три формы интерактивного взаимодействия:

  1. Позитивное (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация). В первом случае выражается в организации совместной деятельности, направленной на достижение желаемого для всех участников процесса результата. При кооперации некоторое число людей объединяется в общую группу для достижения единой цели. Согласие означает, что человек выражает свое одобрение позиции большинства, при этом необязательно сам участвуя в активной деятельности. Приспособление подразумевает, что человек подстраивается под предлагаемые обстоятельства. Ассоциация — наличие тесной связи между участниками процесса, которые схожи между собой.
  2. Состязательное (конкуренция, соперничество). Здесь на первое место выходит соревновательный момент.

    При конкуренции происходит столкновение интересов субъектов, которые одновременно претендуют на одни те же блага или достижения. Причем подобный социальный процесс носит как положительный, так и отрицательный характер.

  3. Негативное (конфликт, оппозиция, диссоциация). В чем заключается? Во время совместной деятельности возникают серьезные препятствия для эффективного взаимодействия.

    Конфликт является наиболее негативным вариантом интерактивного взаимодействия, при котором между участниками возникают серьезные разногласия и споры.

    Оппозиция — проявление отрицательной реакции на предлагаемые действия, модель поведения или стратегию. Диссоциацией называют психический процесс, при котором человек защищает себя от неприятной ситуации при помощи отстранения от нее. Он представляет, что все происходящее имеет отношение к кому-то другому, а не к нему.

Позитивное интерактивное взаимодействие наблюдается во время любой эффективной совместной деятельности. Это может быть процесс обучения, работа над проектами, проведение культурно-массовых мероприятий, совместный досуг и многое другое.

  1. Например, позитивной интеракцией можно назвать ситуацию, когда во время субботника коллектив организации совместными усилиями приводит в порядок территорию перед своим зданием.
  2. Другой пример — совместные действия детей по уборке квартиры к приезду мамы.
  3. Состязательная форма интеракции характерна для бизнеса, профессиональной деятельности.
  4. Именно здесь происходит столкновение ключевых интересов людей, которые стремятся достичь карьерных успехов, реализовать амбиции, обеспечить себе материальное благополучие.
  5. Занимающие одну позицию в компании сотрудники могут соперничать между собой во время выполнения проектов, поскольку каждый будет стремиться обратить на себя внимание начальства.
  6. Негативная интеракция наносит значительный ущерб эмоциональному состоянию ее участников, снижает результативность их совместной деятельности.
  7. Находящиеся в состоянии неприятия друг друга стороны не могут объединить усилия для достижения цели.
  8. Так, конфликт между супругами, возникший при выборе новой мебели для квартиры, приведет к потере времени, появлению раздражения у обеих сторон, нежеланию прилагать усилия для поиска компромисса.

Проявление интерактивного аспекта общения

Аспект проявляется в наличии следующих характеристик совместной деятельности:

  • общая цель;
  • общие мотивы;
  • единое пространство, в котором функционируют участники взаимодействия;
  • установленное время для осуществления поставленных задач;
  • координация действий участников;
  • наличие закономерностей межличностного взаимодействия;
  • передача информации.

Подобные характеристики свойственны всем формам интерактивного общения. Но при позитивной форме единство мотивов и целей приводит к кооперации усилий и получению совместного желаемого результата.

При состязательной и негативной формах цели и мотивы участников взаимодействия могут сочетаться, но объединения усилий происходить не будет ввиду противостояния интересов, взглядов, стратегий.

Функция

Данная функция связана с разработкой стратегии, принципа взаимодействия людей.

В итоге организуется совместная деятельность, направленная на получение результата.

Оппоненты получают возможность выстроить общение, наладить сотрудничество и в итоге достигнуть общих целей. Интеракция позволяет сторонам обменяться информацией, совершить конкретные действия.

Подобная функция общения имеет как социальное, так и психологическое значение. С социальной точки зрения происходит налаживание взаимосвязей между членами общества.

Люди выполняют социальные роли, которые соответствуют их положению, и в результате достигают поставленных задач.

Психологическое значение проявляется во взаимном влиянии индивидов друг на друга, в развитии во время совместной деятельности новых умений и черт характера, в установлении межличностных связей.

От чего зависит?

  • Это компонент общения, отражающий непосредственное взаимодействие.
  • Подобное взаимодействие всегда приводит к какому-либо результату.
  • Причем результат может быть как положительным, так и отрицательным.

Данная сторона общения в значительной мере зависит от тех социальных ролей, которые налагаются на человека обществом. Так, молодая женщина может быть одновременно матерью, женой, начальником, дочерью, подругой и т.д.

Каждая социальная роль требует от нее выполнения обязательств, которые предполагают данные роли. Так, в качестве матери детей она посещает родительские собрания, утренники и мероприятия, которые проходят в школе и детском саду.

Она вступает в кооперацию с другими родителями, чтобы решать различные организационные вопросы. В качестве жены она выполняет обязанности по дому, решает совместно с мужем бытовые проблемы, взаимодействует с его родителями.

Роль начальника накладывает на нее обязательства по выстраиванию отношений с подчиненными, координации деятельности коллектива, выработке эффективной стратегии работы и т.д.

Соответствие поведения социальным ожиданиям подтверждается многочисленными интерактивными взаимодействиями, во время которых индивид совершает ожидаемые от него поступки.

Если во время общения человек демонстрирует неприемлемое с общественной точки зрения поведения, его интеракция с окружающими усложняется.

Взаимодействие и интеракция

  1. Взаимодействие — действия людей, направленные друг на друга.
  2. Индивиды вступают в контакты, так как находятся в зависимости и не могут самостоятельно существовать в обществе.
  3. Именно по причине того, что человек является существом социальным, он не может реализовать себя без взаимодействия с другими людьми.

В процессе общения происходит обмен опытом, получение информации, развитие навыков, самосовершенствование, переосмысление убеждений и т.д.

У одних людей потребность во контактировать с окружающими больше, у других меньше. Но полностью абстрагироваться от совместной деятельности с остальными людьми невозможно.

Взаимодействие во время общения может носить различный характер:

  • доброжелательный;
  • нейтральный;
  • враждебный.

Учитывая различные позиции, занимаемые сторонами, диалог для каждой из них может строиться на одном из принципов: доминирование, равноправие, подчинение.

Интеракция — взаимодействие людей во время коммуникации, планирование ими совместной деятельности и психологическое воздействие друг на друга. Любое взаимодействие является процессом взаимного влияния.

Если субъект А общается с субъектом Б, между ними устанавливается определенная связь.

Они не только поставляют друг другу информацию, но и планируют дальнейшую совместную деятельность, меняются в результате общения.

Любой человек, с которым мы взаимодействуем, оказывает влияние на нашу личность. А мы, в свою очередь, влияем на него.

Подобное воздействие может осуществляться не только на межличностном, но и на групповом уровне. В этом случае устанавливается диалог между социальными группами, которые влияют друг на друга.

Итак, интерактивная сторона общения играет важную роль в построении социальных отношений между субъектами общественной жизни. Существует три ключевых формы интеракции, которые проявляются различных социальных процессах.

Интерактивная сторона общения:

Источник: https://donpi.ru/samorazvitie/interaktivnaya-storona-obshheniya-v-psihologii-osnovnye-ponyatiya.html

Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)

общение как понимание людьми друг друга

Восприятие одним человеком другого – это обязательная составная часть общения. Общение не может быть эффективным, если восприятие и оценки, взаимопонимание партнеров не протекают корректно.

Межличностным восприятием или социальной перцепцией называется сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретация в связи с этим поступков и поведения.

Термин «социальная перцепция» был введён американским психологом Дж. Брунером (1947), чтобы обозначить факт того, что восприятие является социально обусловленным, а также, чтобы показать, что он зависит не только от характера стимула – объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, принимая важности ситуации.

Социальная перцепция понимается в качестве целостного восприятия субъектом, как предметов материального мира, так и социальных объектов, то есть других людей, групп, классов, народностей и социальных ситуаций.

Процесс восприятия человека

Социальное восприятие человека в основном почти всегда складывается из оценки других людей и отношения к ним в эмоциональном и поведенческом значении. Процесс социальной перцепции можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. – Процесс восприятия человека

Основываясь на восприятии человека человеком, появляется представление о желаниях, мыслях, чувствах, способностях, эмоциях, возможностях, установках партнера по общению, в результате чего складывается собственное поведение.

В межличностной перцепции такой процесс происходит с нескольких сторон: каждый из партнеров по общению ставит себя на место другого.

И, что немало важно, когда люди взаимодействуют в общей деятельности, нужно принимать в расчёт не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, которые участвуют в общении.

В процессе социальной перцепции эмоционально оцениваются другие люди, мы пытаемся понять причины их действий, предугадать их дальнейшее поведение, создать свою стратегию поведения.

Функции социальной перцепции

Выделяют четыре основных функции социальной перцепции:

  • познание себя;
  • познание партнера по общению;
  • организация совместной деятельности, основываясь на взаимопонимании;
  • установление эмоциональных отношений.

Изучая процессы межличностной перцепции, можно выделить две главные тенденции:

  • психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия;
  • механизмы и эффекты межличностного отражения.

Проанализируем их поподробнее.

Социальная психология хорошо изучила психологические особенности наблюдателя, которые влияют на процесс социальной перцепции. Таким образом, люди оценивают и воспринимают друг друга в зависимости от индивидуальных, половых, возрастных, профессиональных отличий. Конечно, названные характеристики наблюдателя весьма важны для формирования оценки партнера по общению, но более важными являются психологические качества человека и система установок, которая у него сложилась на данный момент.

Психологические и социальные установки субъекта восприятия, находящиеся  внутри, производят определенную последовательность механизма социальной перцепции. И более важными эти установки являются, когда происходит формирование первого впечатления о незнакомом человеке.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое социальная антропология

У наблюдаемого человека важными свойствами выступают выражение лица, способы выражения экспрессии (чувств), жесты и позы, походка, оформление облика (одежда, прическа), особенности голоса и речи.

Когда ребёнка воспитывают в конкретной культурной и национальной среде, им усваивается определённый набор экспрессивных средств. С их помощью у взрослых принято проявлять свои состояния и желания. При этом ребёнок также одновременно учится понимать по поведению и внешности других людей признаки, которые помогают наиболее эффективно понимать и оценивать эти состояния.

Кроме этого, обычно выделяются некоторые универсальные психологические механизмы, которые обеспечивают сам процесс перцепции и оценивания другого человека, которые позволяют происходить переходу от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/obschenie-kak-pertseptsija/

5 уровней общения: от формальности до интимности

Психологи выделяют 5 уровней общения между людьми. Цель каждого взаимодействия – неосознанное стремление человека к интимности, к искреннему и доверительному контакту, который в действительности сложно установить. Почему? Реальность такова, что добиться интимности можно, только преодолев первичные 4 уровня общения. Давайте же познакомимся с ними поближе.

Мы встречаемся, общаемся Какие-то отношения налаживаются и становятся длительными и стабильными. Какие-то — распадаются. Есть отношения, которые со временем превращаются в пустую формальность, хоть и поддерживаются.

А есть такие, когда нам очень хотелось бы их сохранить или вовсе перевести на другой уровень — но почему-то не получается  В каких-то отношениях можем натворить множество глупостей и сделать немало ошибок — но они держатся, и друг другу по-прежнему рады. А где-то и вовсе не было безумств.

И они умирают Есть друзья, с которыми не виделся год-два-три, но когда встречаешь их — то как будто вчера завершили разговор. А есть такие люди, с которыми каждый раз заводишь разговор, так, как будто с момента последнего прошла вечность.

Как от формальности в отношениях перейти к близости? 5 уровней общения

Мы можем здесь говорить о каких-то уровнях, на которых разворачивается общение.  Замечательный психотерапевт Д.Бьюдженталь, рассуждая про установление доверительных отношений, нарисовал вот такую простенькую схему.  

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

В самом центре он расположил интимность — тот вид общения, к которому осознанно или неосознанно стремимся практически все мы. Иногда нам удается уловить этот миг интимности, быстро исчезающий в повседневной суете. Кто-то так никогда и не ощутил подлинно близкого общения. Д.Бьюдженталь объяснил, что это происходит потому, что для того, чтобы достичь ощущения интимности в общении с другим человеком, нужно преодолеть еще 4 уровня, или круга общения.  

1. Формальное общение.  

Этот вид общения, который мы используем при знакомстве, когда хотим произвести впечатление на человека своими социальными характеристиками (например, «глава департамента управления департаментом департаментных взаимосвязей»). Встречаются два человека и общаются двумя масками, двумя социальными образами. По Д.

Бьюдженталю, ключевым признаком формального уровня общения является то, что человек стремится полностью контролировать себя, чтобы не дай бог не сболтнуть лишнего или не оказаться в глупой ситуации. Многим знакома неловкость, возникающая в новообразованных компаниях.

Например, встретились четыре незнакомых человека в купе вагона — и на протяжении всей дороги не перекинулись друг с другом и десятью словами. Они на самом деле все равно общаются, но — невербально и формально    

— Здравствуйте. Меня зовут Анна.

— Меня — Виктор. Чем вы занимаетесь?

— Я  зам.директора по продажам в фирме

— О! А я это грузчик.    

2. Поддержание контакта.  

Это тоже довольно сдержанное общение, и его мы ведем с людьми, которых видим постоянно, но по частным вопросам. Неудобно пройти мимо знакомого и не сказать «Привет, как дела!».  Своим имиджем мы здесь меньше озабочены, чем на формальном уровне, но отношения все также обезличены.

Ритуальные фразы («ну и жара сегодня!», «как поживаешь?», «все нормально»), ритуальные шутки  На этом уровне мы общаемся с людьми, разрывать отношения с которыми не хочется, но и близких отношений с ними нет, да и стремления к ним нет. «Лайки» или оценки в социальных сетях — из той же оперы.

 

— Привет, Андрей! Как дела?

— Нормально! Как семья?

— Замечательно, отправил детей в лагерь.  

— А, счастливый человек! Ну давай! Увидимся как-нибудь.  

Это «увидимся как-нибудь» совершенно не означает, что реально собираемся увидеться. Она просто обозначает значимость одного собеседника для другого. Пусть даже во многом — символическую. На большее уровень поддержания контакта и не претендует.    

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

3. Стандартное общение.  

«Стандартное — это слово, которое означает обычное или ожидаемое». Стандартное общение — это баланс между заботой о собственном имидже и вовлеченностью в выражение собственных переживаний и в понимание другого человека.

Собственно говоря, именно на этом уровне мы общается с большинством друзей и знакомых, с родственниками. Мы знаем, что от них ожидать, у нас общие шутки и темы для разговора. Если вдруг кто-то из нашего окружения вдруг начнет вести себя нестандартно — то мы, скорее всего, встревожимся.

«Ты сегодня какой-то не такой» — то есть не соответствует привычному, ожидаемому      

Однако в стандартном общении есть одна «ловушка». Дело в том, что оно не подразумевает, как и первые два вида общения, подлинной глубины. Личные проблемы будут обсуждаться так же, как и масса других — привычно, между делом. Будут даваться советы и утешения, которые иногда являются уже набившими оскомину.

«Да все нормально», «возьми себя в руки», «все, что ни делается — все к лучшему», «ночь пройдет, настанет утро ясное», «у жизни есть то черные, то белые полосы» и так далее. Иногда этих слов бывает достаточно, но, когда на душе по-настоящему тяжело, они будут, скорее, раздражать — как и все стандартное и штампованное в нестандартных ситуациях.

Так же, как при подлинно любовных отношениях стандартность бывает во вред.      

Стандартный уровень общения в чем-то парадоксален.

С одной стороны, он позволяет чувствовать свою сопричастность к другим людям, избегать ощущения одиночества, но, с другой стороны, переизбыток такого общения приводит к ощущению «одиночества в толпе», когда человек говорит, что «знакомых много, а друзей — нет».

В этой фразе выражено стремление к интимному, максимально близкому общению. Однако интимность труднодостижима, потому что для того, чтобы перейти на интимный уровень общения, неизбежно нужно пройти через еще один круг — круг «критического» или «кризисного» общения.    

4. Кризисный уровень общения.  

Кризис — это любая ситуация серьезных перемен, причем неважно — к лучшему или к худшему. Критическое общение — это общение, после которого изменяется как мое восприятие другого человека, так и я сам. После этого я не смогу воспринимать человека по-прежнему. В этом и кроется угроза — так как непонятно, в лучшую или в худшую сторону пойдет процесс

Самый яркий пример критического уровня — это признание в любви, когда совершенно не уверен во взаимных чувствах. Так как это означает переход черты: по-прежнему общаться вы уже не будете. Дружили юноша и девушка, и вот юноша начал испытывать к девушке далеко не дружеские чувства.

Но до поры до времени он сохраняет вид, что «ничего такого» нет, что «мы просто друзья». Т.е. он еще удерживается на уровне стандартного, принятого в их отношениях стиля общения.

«А если признаюсь, и не будет взаимности?» Конечно, можно после этого продолжать делать вид, что «мы просто друзья», но это будет иллюзией, поддерживаемой для того, чтобы сохранить отношения. А общение может стать даже не стандартным — а «поддерживающим контакт».

Любой откровенный разговор, когда речь идет о подлинных чувствах, когда снимаются маски и ведется речь о том, о чем не говорили прямо, о чем избегали упоминать — это форма кризисного общения. Он и она могут играть роли друзей, мужа и жены, влюбленной пары, испытывая при этом совершенно другие чувства.

Невысказанное чувство, значимая фигура в этих отношениях, все равно будет вносить сильное напряжение в их отношения, пока она не будет проявлена. Тяжесть ситуации в том, что никто не гарантирует, каков будет результат. Ясность — то, к чему мы стремимся, но это может быть разрушительная ясность.

     

Больше всего примеров кризисного уровня можно найти во взаимоотношениях мужчин и женщин. Разговор об измене; принятие решений о разводе; предложение вступить в брак; известие о беременности и так далее.

Но можно привести и другие примеры:  разговор с начальником, после которого следует увольнение; кризис веры и смена прежних, устоявшихся взглядов; разочарование в человеке или наоборот, обретение веры в него.

Если возьмем скандал и ссору, то совершенно необязательно они могут быть на кризисном уровне.

Если для семьи скандалы привычны, и никак не влияют на восприятие друг друга, то это — часть обыденного, стандартного общения.

Сравните рядовую бытовую ссору с битьем посуды и последующим бурным сексом с состоянием отца, который узнал, что его сын — наркоман, и что его жена, зная об этом, скрывала от него эту информацию и даже помогала сыну (из «жалости») деньгами и т.п.

Это подлинный кризисный уровень: это и рухнувшее доверие к сыну и жене; кризис веры в себя как отца; разрушение привычной и на самом деле иллюзорной картинки семейного благополучия (выражающееся в фраза «нормальная семья»).     

Но только преодолевая кризисный уровень, мы можем впервые установить с другим человеком подлинно интимные отношения. В момент кризиса мы вообще не озабочены собственным имиджем, мы выражаем свои подлинные переживания и эмоции, часто серьезно расходящиеся с образом, сложившимся у нас самих и у наших близких. Интимность возможна как раз при подлинных эмоциях.

Доступ к ним открывает кризис.     Не стоит представлять кризисный уровень общения как обязательно катастрофическое переживание, уничтожние всех основ. Но неловкость, стыд, страх, волнение, смущение, испытываемые, когда говоришь о вещах, по-настоящему важных для себя, тоже указывают на кризисный уровень общения. Ты предъявляешь себя без маски, без защитных доспехов.

   

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

5. Интимный уровень общения.  

Интимность не равна сексуальности, это слово означает возможность максимальной открытости, откровенности и эмоциональности. Секс может быть и формальным (проституция), и средством поддержания контакта («супружеский долг»), и стандартной формой общения (обычный, рутинный секс), и кризисным (сексуальное насилие; первый сексуальный контакт с эмоционально значимым человеком).

Секс становится интимным только тогда, когда и за пределами постели между людьми установилась интимность. Частая путаница сексуальных переживаний и интимности приводит к тому, что когда страсть уходит, то рядом друг с другом обнаруживают себя совершенно чужие люди.

По словам одного мужчины, «после случайного секса я часто испытываю неловкость и стараюсь либо сам уйти, либо как-то избавиться от совершенно чужой мне женщины, которая еще час назад казалась самой желанной и близкой».      

Интимность иногда выражается в том, что мы можем спокойно молчать вместе. Не мучительно искать темы разговора, или испытывать отчужденность друг от друга, если молчим. А просто чувствовать присутствие рядом близкого человека — и этого достаточно.

Интимность может быть только взаимной. Она всегда предполагает уязвимость, т.к. раскрываясь перед другим, человек отказывается от своих привычных социальных масок и ролей. Невозможно общаться на интимном уровне, если один человек готов к самораскрытию, а другой — нет. Этот другой закроется, испугается чужой откровенности. И трудно его за это винить.

Интимность невозможно поддерживать все время — это слишком большая эмоциональная нагрузка. Но, один раз пережив с другим человеком интимность, мы, возвращаясь на стандартный уровень общения, можем снова вернуться на него, и уже — без кризиса, так как взаимное восприятие уже изменено.

Память о пережитой когда-то с этим человеком интимности может привести к тому, что, встретившись через много времени, иногда даже лет, мы можем сказать друг другу «привет» как старые друзья, которые давно не расставалисьопубликовано econet.ru.

Источник: https://econet.ru/articles/5-urovney-obscheniya-ot-formalnosti-do-intimnosti

Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга | Горизонты

Общение как взаимодействие

В ходе общения для участников важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию. Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, стратегии поведения, соответствующие ситуации. Взаимодействие людей разнообразно. Поэтому ученые стремятся упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Наркомания как девиантное поведение

Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействия, хотя и предполагает наличие промежуточных, дает несколько упрощенную картину человеческого общения.

Р. Бейлс объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в целостную систему. Рисунок ниже иллюстрирует основные стратегии поведения в процессе взаимодействия.

Если при взаимодействии с другими людьми человек ориентируется только на свои цели без учета целей партнеров по общению, то он вступает в противодействие или конкуренцию. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (кооперации). Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм).

Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (индивидуализм).

Согласно концепции Бейлса любое взаимодействие может быть описано с помощью четырех феноменов (позитивные эмоции, решение проблем, постановка проблем, негативные эмоции). В каждой из них он выделял три типа поведения (см. таблицу).

Дж. Хоманс, автор теории социального обмена, считает, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Эта теория опирается на четыре принципа:

  • чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
  • если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится их воссоздавать;
  • если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;
  • когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

С помощью теории Хоманса могут быть описаны разные сложные виды взаимодействий: отношение к власти, переговорный процесс, лидерство и т.п. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Такое взаимодействие в общем случае больше, чем простой обмен вознаграждениями, и реакция людей на вознаграждения не всегда определяется линейной связью «стимул-реакция». Так, высокие вознаграждения могут приводить к потере активности.

З. Фрейд считал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Таким образом, согласно психоаналитической теории в процессе взаимодействия люди воспроизводят детский опыт.

В основе подхода Э. Гоффмана – «теории управления впечатлениями» – лежит предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление.

Весьма подробно интерактивная сторона общения разработана в теории символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер).

Ее авторы полагают, что поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают. Поступки человека здесь рассматриваются как социальное поведение, основанное на обмене информацией.

Считается, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Во взаимодействии между людьми выделяются два типа действий:

  1. Незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания).
  2. Значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).

Во втором случае необходимо поставить себя на место другого человека или принять его роль.

Сущность концепции символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Данная концепция дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, однако она придает слишком большое значение символическим аспектам взаимодействия.

Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе – направлении, предлагающем управлять действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Э.

Берн, 1988). С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций, которые условно обозначены как «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Все эти стороны личности обладают абсолютно разными предназначениями, характеристиками и ценностями (см.

схему).

Данные позиции не связаны с социальной ролью: эго лишь психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как – «Надо!», позиция Взрослого – объединение «Хочу!» и «Надо!».

Взаимодействие эффективно, если партнер обращается к другому как Взрослый к Взрослому, и тот отвечает с такой же позиции. В других случаях взаимодействие может нарушиться и прекратиться.

Например, жена обращается к мужу: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого).

Он может ответить: «Сейчас перевяжем» – это ответ Взрослого, «Вечно у тебя что-то случается» – ответ с позиции Родителя, «Что же я теперь должен делать?» – ответ Ребенка. В двух последних случаях эффективность невелика.

Подробнее см. Э.Берн «Игры, в которые играют люди»

Общение как восприятие людьми друг друга

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и составляет то, что называютПерцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, он и воспринимается партнером по общению так же. По внешней стороне поведения мы, согласно С. Л. Рубинштейну, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

Во-первых, при узнавании другого формируется сам познающий индивид.

Во-вторых, от того, насколько точно «прочтение» другого человека, зависит успех организации с ним согласованных действий.

Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя второму.

Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки первого.

В результате осознание себя через призму другого включает две стороны — идентификацию и рефлексию.

Что мешает правильно воспринимать людей?

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Главные из них таковы:

  1. Наличие заранее заданных установок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
  2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
  3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о другом сразу после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
  4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные черты, и тогда любое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
  5. Эффект «ореола» (см. выше).
  6. Специфика эффекта «проецирования» состоит в том, что другой личности приписываются по аналогии со своей собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить следующее: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек увидит эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно и отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
  7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии очень существенна и незабываема, способна повлиять на последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая опровергнет первичную, все равно помнить и учитывать вы больше будете именно ту. На восприятие влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), то в первом впечатлении о другом человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы оно было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
  8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
  9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нем.
  10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что, если последние данные об этом человеке негативные, они могут перечеркнуть все прежние мнения о нем.

Обратная связьв общении

это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

Правила ее таковы:

  1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, если его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
  2. Когда говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
  3. Не давай оценок.

Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, а сведения о тебе в связи с этим другим человеком (как ты его воспринимаешь, что тебе приятно и что тебе неприятно).

Определение общения человека с человеком: чем является процесс, краткое описание

Общение это в психологии определение важной потребности человека в любом возрасте. Благодаря ему, планируется, контролируется и осуществляется деятельность людей, устанавливаются дружеские и любовные отношения. Для более обширного понимания этого вида коммуникации в психологии, социологии, обществознании и педагогике требуется изучить, что значит общение, каковы его цели и функции.

Коммуникации в обществе

Общение с позиции психологии

Под термином «общение» понимаются разные формы взаимодействия людей, которые осуществляются при помощи различных знаковых средств, таких как:

Желание контактировать с другим человеком возникает из-за потребности действовать совместно.

Значение в психологии

Чтобы ясно понимать, что такое общение, необходимо рассмотреть различные определения этого термина. Они помогут составить многогранное представление об этом способе коммуникации:

  1. Человеческое общение – это в психологии считается сложным и многоплановым процессом, который направлен на установление и развитие контактов между группой лиц.
  2. Согласно литературе по культуре коммуникаций, общение – это своеобразный процесс обмена результатами духовной и психической деятельности между людьми. Сюда можно отнести оценки, мысли, чувства, суждения, установки.
  3. Также коммуникация является основной психологической потребностью человека, которая способствует формированию личности. В процессе межличностных контактов субъективный мир одного индивида открывается для другого. Это позволяет человеку самоопределиться и самопрезентовать себя в обществе.

Суть общения, цель, функции

Вербальное общение — что это в психологии

Социологи считают, что межличностные коммуникации – это отличный способ передать другим людям общественный опыт и культуру. Отечественные психологи поддерживают мысль, что целью общения является создание единства между обменом информацией и деятельностью в обществе. Но совершить обмен нереально, если между людьми отсутствует понимание, ведь оно помогает добиться успеха и наладить тесный контакт.

Важно! Поэтому понимание является главной целью межличностных контактов. Именно от него зависит результат коммуникаций.

Цели общения

Общение в жизни человека выполняет 8 основных функций.

Контактная

Чтобы понять, что значит контактная функция, и для чего она нужна, достаточно вспомнить главный страх человека – боязнь быть непонятым.

Важно! Этот барьер препятствует установлению близких и длительных взаимоотношений с людьми.

Чем больше один человек общается с другим, тем легче устанавливается контакт между ними и как следствие – понимание.

Информационная

Информационная функция отвечает за формирование, передачу и прием информации. Реализуется она в несколько этапов:

  • вначале выравниваются различия в информированности индивидов, которые нацелены на вступление в психологический контакт;
  • затем происходит передача убеждений, мыслей, фактов, и делаются выводы об услышанном;
  • на третьем этапе формируется желание понять собеседника.

Эта функция общения важна, так как сообщения, замыслы, решения и мнения помогают наладить понимание между контактирующими субъектами.

Побудительная

Побудительная функция позволяет стимулировать человека на активные действия. В этом случае общение позволяет управлять людьми.

Дополнительная информация. В современном мире эта функция используется во всех сферах деятельности для манипуляций.

Рекламные ролики – яркий пример успешной реализации функции.

Координационная

Координационная функция позволяет людям заниматься совместной деятельностью. Благодаря ей, группа лиц может согласовать свои действия и эффективно выполнить поставленную задачу. Если функция будет реализована некачественно, такое общение принесет разочарование и убытки.

Эмотивная

Благодаря эмотивной функции, люди способны возбудить в партнере необходимые эмоциональные переживания, а также осуществить изменение собственного состояния.

Важно! Передача эмоций может происходить как вербальным, так и невербальным способом.

Если способы эмоционального регулирования у партнеров различны, то эффективная реализация этой функции в общении будет невозможна, и люди столкнуться с недопониманием и конфликтами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Девиантное поведение что это

Функция понимания

Терминология слова «понимание» связана с такими понятиями, как «значение» и «смысл». Исходя из этого, главная задача этой функции заключается в том, чтобы объяснить двум контактирующим людям цель их общения, а также дальнейшее развитие событий. Также понимание позволяет партнерам узнать друг друга и в будущем предугадывать поведение, установки и состояние собеседника.

Функция влияния

Функция влияния похожа на побудительную функцию. ее цель – изменить поведение, состояние, личностно-смысловые образования собеседника.

Важно! Для реализации функции могут использоваться разнообразные психосоциальные приемы воздействия. Использоваться она может как в позитивных, так и негативных целях.

Функция отношения

Функция управления отношениями позволяет индивиду осознать и зафиксировать свое место в деловых, статусных, межличностных связях. При помощи нее у человека появляется свой круг интересов, важных и нужных людей, а также знакомства для каких-то конкретных дел.

Виды общения

Невербальное общение — что это такое в психологии

Обмен информацией между людьми может проходить чрезвычайно разнообразно. Осознать, что такое общение, какова его роль в обществе, и каких видов оно бывает, поможет коммуникативная классификация.

Виды общения

По содержанию

Когда между людьми выстраивается общение, определение его целей является главной задачей в самом начале. Поэтому деление коммуникации по содержанию позволяет установить мотивы контакта. Согласно этой классификации общение бывает:

  1. Деятельностное. Между индивидуумами происходит обмен навыков, умений, операций и действий.
  2. Мотивационное. При таком общении люди обмениваются потребностями, интересами, побуждениями.
  3. Кондиционное. Благодаря этому виду, один человек способен совершить обмен физиологического и психического состояния.
  4. Когнитивное. Основная цель такого общения заключается в передаче знаний.
  5. Материальное. При коммуникации люди обмениваются продуктами и предметами.

По целям

По целям общение подразделяется на 2 вида:

  • социальное, при котором преследуется цель расширить и укрепить межличностные контакты;
  • биологическое, которое требуется обществу для поддержки и развития организма.

По каналу коммуникации

По каналу коммуникации общение подразделяется на следующие виды:

  1. Невербальный. Обмен информацией между людьми осуществляется при помощи жестов, мимики.
  2. Вербальный. Этот канал социальной коммуникации реализуется при помощи речи.
  3. Искусственный. Общение осуществляется за счет своеобразных амулетов, татуировок, символов, которые имеют определенное значение. Также к этому виду относятся книги, пресса, телефоны, телевидение и радиовещание.

По средствам

По средствам общение бывает:

  1. Косвенным. Общение осуществляется при помощи посредников.
  2. Прямым. Беседа людей происходит при личном контакте.
  3. Опосредованным. При этом общении используются различные средства и орудия для обмена информацией между людьми. Социальные сети – яркий пример такой коммуникации.
  4. Непосредственным. Общение происходит при помощи естественных органов, например, зрения, слуха.

По контакту

В зависимости от контакта с собеседником, общение бывает:

  1. Опосредованным. Такой вид общения считается косвенным. Обмен между людьми осуществляется тогда, когда они отдалены друг от друга. Например, это переписка, разговор по телефону.
  2. Непосредственным. Является прямой коммуникацией, при которой субъекты находятся рядом друг с другом и обмениваются информацией при помощи мимики, жестов и речи. Этот вид считается наиболее полноценным, так как в процессе индивиды способны получать максимум знаний друг о друге.

По условиям ситуации

По условиям ситуации общение бывает:

  1. Официальным. Должностное общение осуществляется исключительно в деловой сфере. Для него характерно наличие большого количества формальностей и правил.
  2. Неофициальным. Частное общение не ограничивается набором правил. Оно может происходить в любой сфере.

Особенности коммуникации

Функции общения в психологии и их краткая характеристика

После того, как стал понятен термин «общение», что это такое и для чего нужно, самое время изучить его особенности. Они помогут выстроить правильную коммуникацию:

  1. Для качественного общения необходимо присутствие двух активных индивидов.
  2. Во время беседы необходимо наличие взаимного влияния друг на друга, как эмоционального, так и физиологического.
  3. У партнеров должна осуществляться единая или схожая система обмена информацией.
  4. При общении требуется наличие возможности для возникновения коммуникативных барьеров.

Основные правила

Помимо этих норм, существуют социальные правила, которые способны улучшить общение между людьми.

Правила общения (коммуникации)

Чтобы межличностные отношения с друзьями, коллегами или любимым человеком  не портились со временем, требуется изучить основные правила коммуникаций:

  1. Для создания доверительной и познавательной беседы необходим визуальный контакт.
  2. Говорить желательно только по делу. Следует исключить из словарного запаса выражения, которые не несут никакой смысловой нагрузки.
  3. Разговор необходимо всегда поддерживать, задавая вопросы и уточняя информацию.
  4. Чтобы беседа не угасла, требуется отвечать развернуто. Лучше исключить односложные и простые ответы при разговоре.
  5. Не следует употреблять неизвестные для собеседника слова. Язык и рассуждения должны быть понятны обоим.
  6. Хорошее настроение – залог интересного разговора. Даже деловой встрече не помешает немного юмора и улыбок.
  7. Во время разговора в руках не должно быть вещей. Они могут забирать внимание собеседника на себя.
  8. Паузы при беседе – коварные враги. Длинное молчание (более 10 секунд) вызовет дискомфорт.

Общение человека с другим индивидом – это искусство, которое может постичь каждый, если будет следовать вышеизложенным рекомендациям.

Как общаться с невозможными людьми

К сложным людям требуется особый подход во время беседы. Если нужно контактировать с неприятным человеком, минимизировать получение негативных эмоций можно при помощи 5 основных правил:

  1. Не следует принимать на свой счет критику оппонента и советы, о которых не просили.
  2. Если собеседник любит перебивать, не следует позволять ему это делать. Для этого требуется вежливо объяснить человеку, что его аргументы не будут услышаны до тех пор, пока речь не будет закончена.
  3. Если собеседник не хочет говорить, но получить ответ от него необходимо, в этом случае лучшее общение – это кратко изложить суть вопроса.
  4. Не следует забывать об умении слушать оппонента. Благодаря внимательному отношению к собеседнику, будет видно уважение к его словам и мыслям.
  5. Не нужно учить человека общаться, если он это делает как-то не так. У каждого индивида своя манера разговора. Поэтому оценочная беседа будет только раздражать.

Коммуникация – это ключ к целому миру. Внимательное изучение инструкции по управлению ей и грамотное использование позволят легче добиваться поставленных целей.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/obshhenie-v-psixologii.html

Психология общения

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Кратко о видах  общения:

Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.
Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.

Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями.

Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное.

Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.

Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

А теперь  подробно рассмотрим процесс общения

Понятие и виды общения

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. м общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальной участие в их удовлетворении.

Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, сострадание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки.

По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

м общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого животного существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включается передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.

Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации – это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдение одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим.

Это – язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записи).

По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение

Источник: https://world-of-psychology.ru/mir-psihologii/social-psychology/communication-psychology/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все в порядке!