Что такое психическое развитие

Что такое Психология развития? Психология развития — это Расписание тренингов. Самопознание.ру

что такое психическое развитие

Психология развития — это раздел общей психологии, изучающий развитие психики человека на протяжении всей его жизни. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста и геронтология. Психология развития исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие

Официальным годом рождения психологии развития принято считать 1882 г. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии. Однако официально термин «психология развития» утвердился в научном сообществе лишь в 60 — 70-е годы ХХ века.

Психология развития в России

Долгое время в нашей стране психология развития охватывала только период жизни человека от рождения до 18 лет и носила название возрастной психологии. Были описаны характеристики каждого из возрастов, основные новообразования и трудности на каждом этапе. Д.Б.

 Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребёнок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет.

Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идёт развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Каждый возраст характеризуется:

  • своей социальной ситуацией развития;
  • ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности;
  • возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития.

Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространённая в отечественной психологии. При этом выделяются следующие собственно возрастные этапы формирования личности:

  • ранний детский (преддошкольный) возраст (0–3),
  • дошкольное детство (3–7),
  • младший школьный возраст (7–11),
  • средний школьный возраст (11–15),
  • старший школьный возраст (15–18).

Западный подход к психологии развития

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий.

На каждой стадии она приобретает определённое качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определённом возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе.

Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д.

 Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда человек столкнётся с серьёзной жизненной неудачей.

Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

  • Первая фаза — младенчество. Её главная задача — выработать у младенца бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца появляется чувство «базового недоверия» к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.
  • Во второй фазе — раннем детстве — у ребёнка формируется чувство своей автономии и личной ценности или их противоположность — стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребёнка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, даёт ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.
  • Третья фаза — игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) — формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребёнку примерять разные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
  • Главное новообразование четвёртой фазы — школьного возраста — чувство, предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребёнка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
  • Пятая фаза — юность — характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопредёленность. Типичная черта этой фазы развития — «ролевой мораторий» (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьёз и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.
  • Шестая фаза — молодость — характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Её альтернатива — чувство изоляции и одиночества.
  • Важнейшее приобретение седьмой фазы — взрослости — творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).
  • Последняя, восьмая фаза — зрелый возраст, или старость, характеризуется появлением чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае — отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста — отрешённость и мудрость, т. е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определённой высоты.

Психология развития охватывает жизнь человека как непрерывный процесс изменения личности. Данный раздел психологии позволяет отследить закономерности развития личности, помочь преодолеть основные возрастные кризисы и найти нужный вектор для дальнейшего движения вперед.

Пенсионный возраст увеличился, а проблема трудоустройства людей предпенсионного возраста никуда не пропала. Даже наоборот — она стала острее. Поэтому я решила написать подробный гайд о том, как и где можно пройти переобучение и переподготовку «предпенсионерам». Дочитайте до конца, и у вас будет чёткий Читать дальше

На прошлой неделе был вопрос от подписчика: «Как повзрослеть?»

Если бы мы встретились в кабинете, то я спросил бы, что человек имеет в виду, что для него значит быть взрослым, и зачем ему взрослеть. Но, так как мы в интернете, я лишён такой возможности и могу только фантазировать, что имелось ввиду Читать дальше

Тридцать лет для многих становится возрастом перемен. Когда человек уже вступил во взрослую жизнь, стал мужем или женой, отцом или матерью, испытал все радости и сложности семейной или одинокой жизни, принял ряд социальных ролей, уже успел определиться с профессией и достиг в ней определённых успехов Читать дальше

Человеку после 45 лет даётся возможность прожить активной, плодотворной жизнью как минимум ещё 25 лет. Скептики скажут:

— Такое невозможно.

Не только возможно, но и необходимо. В какие-то времена такое было, чтобы человек после 45 лет мог начать «новую» жизнь?

Мы сейчас находимся на таком уровне развития Читать дальше

Среднестатистический семилетний европеец проводит у экрана гаджета больше года своей пока ещё недолгой жизни, 18-летний — уже более четырёх лет. Но так ли страшен смартфон, как его малюют? Смотря чем занимается ребёнок, глядя в экран. Стоит ли давать в руки малышу гаджет — вопрос открытый. Не толькоЧитать дальше
  1. Очень популярная в прошлом телепрограмма «Утренняя звезда» была закрыта, в том числе, и благодаря последствиям, психическим увечьям и психотравмам детей и соответствующему недовольству такими последствиями родителей. Прошло время, все успокоилось и Первый телеканал опять смело пошёл в этот поход, но теперь

Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме «что такое Психология развития»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/psihologiya_razvitiya/

Психическое развитие ребенка от А до Я

что такое психическое развитие

Когда малыш появляется на свет, он умеет спать, сосать, глотать, плакать. Но уже буквально через 12 месяцев кроха осваивает ходьбу и произносит первые слова, а через 5-6 лет учится читать и писать. Как происходит психическое развитие ребенка на протяжении всего периода взросления? Как из маленького кричащего комочка он превращается в логично рассуждающего, умного взрослого человека?

Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка

Раскрывая тему психического развития ребенка, мы познакомимся с необходимым минимумом информации о нервной системе и психике. При этом будут рассматриваться важные факторы, влияющие на формирование и развитие психических процессов. Это:

  • биологические и генетические особенности — какие у ребенка заложены особенности нервной системы, физические данные, творческие задатки. Насколько развит головной мозг, сформирован речевой аппарат;
  • влияние окружающей среды — как формируют ребенка семья, группа в детском саду, школьный класс, спортивная секция, драматический кружок, друзья, улица;
  • воспитание — личностные качества, которые ближайшее окружение будет формировать в ребенке как собственным примером, так и специальными воспитательными приемами;
  • обучение —  как развивать память, аналитическое мышление, речь, внимание, воображение, целостное восприятие окружающего мира.

О психическом развитии — его факторах, видах, диагностике, методиках работы с детьми будем говорить в этой рубрике.

Постараемся также дать родителям предельно полезные советы по проблемному поведению детей, сложностям их психического становления.

Формирование психики ребенка начинается еще до рождения малыша. Нервная система включается в работу в первой трети беременности, позволяя малышу двигаться, ворочаться, сосать пальчик.

Развитие психики ребенка включает в себя различные умения и навыки:

  • двигательное развитие и познание собственного тела;
  • эмоциональное развитие;
  • речевое становление;
  • появление и развитие мышления, формирование базы знаний;
  • появление и развитие сложных форм обработки информации, переход с простой стадии на более сложную.

Выделяют несколько стадий развития психики ребенка:

  • 1-я стадия — развитие двигательных функций и зарождение первых психологических реакций. Начинается с момента рождения и длится приблизительно до 12 месяцев;
  • 2-я стадия — развитие сложных двигательных функций, появление речи, зарождение чувственной сферы. Характеризуется  осознанием собственного Я. Продолжается приблизительно до 3-х лет;
  • 3-я стадия — развитие эмоциональной сферы, совершенствование речевого общения, зарождение мыслительных процессов (с 3 до 12 лет);
  • 4-я стадия — созревание мыслительной деятельности, развитие логического мышления, формирование сложных абстрактных понятий ( с 12 лет).

Следует помнить, что каждый малыш индивидуален и развивается с собственной скоростью, но сильное опережение стандартов или задержка развития требует контроля со стороны специалистов.

1-я стадия психического развития

Первый год жизни малыша характеризуется интенсивным созреванием нервной системы и активной подготовкой психики ребенка к разностороннему развитию.

В момент рождения нервная система крохи еще очень несовершенна. Все действия мальчиков и девочек обусловлены врожденными безусловными рефлексами, направленными на обеспечение организма питанием, защитой.

В первые недели жизни большинство реакций нервной системы — реакция на внутренние или внешние раздражители (кроха чувствует голод, приближение мамы). На протяжении первых трех месяцев нервная система обрабатывает первичную информацию об окружающем мире, составляет базовое понимание о приятном и неприятном.

В результате процессов, происходящих в нервно-психическом развитии, к 3 месяцам у ребенка появляются новые реакции:

  • улыбка на приятные ощущения;
  • новые звуки;
  • попытки контролировать движения своего тела.

С 3-4 месяцев движения ребенка все больше поддаются условным рефлексам, контролю. В этот период кроха учится управлять ручками, познает свое тело.

К первичным знаниям об окружающих предметах добавляются дополнительные знания о вкусе, о звучании.

К 6 месяцам малыш достаточно хорошо овладевает движениями ручками и ножками, становится физически сильнее, ему уже хочется узнать, что находится дальше доступного для взора.

К году, благодаря развитию двигательных навыков, количество и качество информации, получаемой ребенком от основных органов чувств, многократно возрастает. Головной мозг активно обрабатывает полученные данные, формирует общее представление о предметах и их свойствах.

Параллельно с двигательным развитием на первых месяцах жизни формируются первые эмоции и чувства. Вначале проявляются негативные реакции на голод и боль, выражающиеся плачем и криком. В основном они носят рефлекторный характер.

К 3-м месяцам начинают проявляться условные (связанные с определенными внешними условиями) эмоции:

Первичные условные позитивные эмоции вызываются знакомыми и приятными для малыша событиями и предметами:

  • приближение мамы;
  • появление перед глазами груди, бутылочки.

Эмоциональная реакция на игрушки появится ближе к 6 месяцам.

Постепенно расширяя познания о предметах, формируя первичную базу знаний, малышу к 9 месяцам доступны новые эмоции:

Их появление свидетельствует о:

  • зарождении познавательного отношения к предметам;
  • начальном этапе появления долговременной памяти;
  • развитии возможности сосредотачивать внимание на отдельном предмете.

В этот период память, как основной инструмент психики, еще слабо развита, но для ее развития ребенку нужно находиться в “хороших” условиях, ощущать любовь и теплоту родителей, развивать физические умения.

2-я стадия психического развития ребенка

Условно 2-я стадия психического развития ребенка начинается с того момента, когда малыш начинает учиться ходить. При этом:

  • усложняются двигательные реакции;
  • формируются новые навыки;
  • открываются новые, неизведанные горизонты.

Умение ходить вносит в жизнь маленьких мальчиков и девочек:

  • множество новых эмоций;
  • развивает возможность общения с людьми;
  • многократно увеличивает объем доступной информации.

С года до 3 лет происходит качественный перелом в восприятии окружающих предметов. Ребенок теперь не просто перемещает игрушки с места на место, а пытается осознанно понять их особенности, возможности, предназначение. От предметной деятельности постепенно переходит к игровой. Теперь карапуз не только стучит погремушкой об пол, он пытается понять, почему она издает шум.

Для 2-й стадии развития психики ребенка характерно активное развитие речи. Если до года ребенок общался преимущественно звуками и интонациями, то в течение последующих 2-х лет речь преображается, становится наполненной большим количеством слов, словосочетаний, предложений.

Для формирования психики ребенка характерно зарождение волевых качеств, проявление настойчивости. Малыш теперь не только хочет получить возможность изучить предмет, он требует этого, применяя доступные методы воздействия на окружающих людей. Через волю, настойчивость, познание своих возможностей у ребенка зарождается осознание собственного Я. Итогом психологического развития на 2-й стадии становится кризис 3-х лет.

Обычно к 2,5 — 3 годам малыш отделяет себя от родителей. Пытаясь соответствовать своему восприятию собственного Я, кроха проявляет повышенное желание контролировать свою жизнь, все делать самому, но двигательного развития для этого пока недостаточно. На фоне этого несоответствия происходят кризисные явления (в основном, истерики, смена настроения, попытка командовать взрослыми).

Если до 3-х лет скорость развития психических функций в большей степени зависела от наследственных и биологических факторов, то с 3-х лет основное влияние имеют:

  • воспитание;
  • обучение;
  • влияние окружающих людей.

С появлением осознанного восприятия собственного Я у ребенка начинают проявляться элементарные эстетические представления, познавательные эмоции. Удивление от увиденного начинает сменяться любознательностью.

3-я стадия психического развития ребенка. От 3 до 12 лет

На третьей стадии психического развития ребенка происходят процессы формирования глубоких, устойчивых эмоциональных реакций. Ребенок начинает испытывать такие важные чувства, как симпатия, привязанность.

С развитием психо-эмоциональной сферы ближе к 6 годам проявляются чуткость и забота, дружба, долг и другие морально-нравственные качества.

Наиболее качественно малыш может понять те нормы морали, которые может прочувствовать и представить. Самый доходчивый способ объяснить сыну или дочке правила поведения — наглядный образ героя, который попадает в сложную ситуацию:

  • сказки и рассказы;
  • мультфильмы;
  • детские фильмы (после 6 лет).

В психике ребенка продолжает накапливаться все больше информации. Постепенно малыш учится не только запоминать предложенный материал, но и применять к нему различные аналитические операции, формировать взаимосвязи, находить аналоги. Все эти операции доступны пока только с применением наглядного примера, умение выполнять их в уме постепенно появляется после 10 лет.

Речь наполняется большим количеством слов, используемых в правильной форме.

С 3 до 12 лет происходит видимое преображение используемых слов, ярко выражено словотворчество. Мальчики и девочки любят поиграть с разными слогами, создавая их

Между 3 и 12 годами продолжают развиваться и усложняться:

  • восприятие;
  • ощущения;
  • память;
  • внимание.

Психическая система ребенка  к 12 годам уже обладает большинством функций, доступных взрослым людям.

4-я стадия психического развития. С 12 лет и старше

С 12 до 17 лет психическое развитие ребенка проходит завершающий этап. В этот период происходит завершение формирования мыслительной деятельности.

Дети учатся рассуждать и выстраивать логические цепочки. Опираясь на полученные ранее знания, мальчики и девочки учатся делать умозаключения, формируют собственное отношение ко всему происходящему.

На 4-й стадии ребенку становится доступным абстрактное мышление, оперирование фактами вне наглядных действий.

К 14 годам дети могут рассуждать, как взрослые, принимать осознанные решения, активно участвовать в жизни семьи.

4-й период психического становления ребенка — время отрицания. В этот период мальчики и девочки уже не воспринимают сказанное родителями или учителями на веру, они ищут доказательств. Обостренные эмоции: чувство справедливости, поиск правды, вместе с непонятными для ребенка изменениями, связанными с половым развитием, часто влияют на отношения между родителями и детьми.

“Время бунта” — подростковый возраст позволяет ребенку через кризис прийти к полноценному психологическому становлению.

Психическое развитие ребенка — сложный, многогранный процесс, который происходит в течение всего периода взросления. Для нормального, качественного закрепления всех необходимых знаний, умений, эмоций, детям необходимы нормальные условия, которые позволят учиться на положительных примерах в интеллектуальной и доброжелательной обстановке.

Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/psychological/

Психическое развитие ребенка

что такое психическое развитие
28.07.16 10:00 /

Источник: https://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/psihicheskoe-razvitie-rebenka/

Виды психического развития

Определение 1

Развитием называют процесс перехода состояний из одного в другое, от одного личностного качества к другому, от низших показателей к высшим.

Развитие психики характеризуется закономерным изменением психических процессов за определенный промежуток времени, выраженный в количественном, качественном и структурном преобразовании.

Развитие осуществляется в трех сферах жизни: физической, когнитивной, психосоциальной.

  • Физическая сфера жизни включает в себя биологические характеристики организма, размер и форму тела, деятельность мозга, двигательную способность.
  • Когнитивная сфера жизни подразумевает таланты и способности, а также психические характеристики, включающие конкретные способы мышления. Сюда относятся процессы, связанные с восприятием, рассуждением, памятью, решением задач, речью, мышлением и воображением.
  • Психосоциальная сфера включает себя уникальные личностные свойства характера и социальные навыки. Сюда входит индивидуальность в стиле поведения и эмоциональном реагировании. Показывает восприятие социальной действительности и реакцию человека знания. Процессы развития человеческой личности данных областях жизни осуществляются одновременно и взаимно дополняют друг друга.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Существует понятие о саморазвитии психики. Здесь ученые подразумевают самораскрытие природных качеств, которые зависят от воздействий внешней среды, направляющих вектор развития.

Особенности развития

Существует несколько важных особенностей процесса развития в психологии:

  • стремление к качественным переменам и переходу к совершенным уровням функционирования;
  • необратимость процессов развития;
  • сочетание в себе элементов прогрессивного и регрессивного развития;
  • неравномерные этапы развития, резкие скачки могут сменяться постепенным переходом количественные изменения;
  • зигзагообразное свойство развития, при этом происходит формирование новых структур, работающих в первое время хуже чем предыдущие показатели;
  • стадии развития переходят в новые уровни, при этом более совершенная стадия сохраняется как один из этапов иерархической системы;
  • стремление к устойчивости, способствует успешному развитию при постоянстве.

Виды развития психики

Существует несколько видов развития психики:

  • Филогенетическое развитие показывает формирование структуры психики в процессе эволюции вида или исторических социальных перемен в человечестве.
  • Онтогенетическое развитие определяет формирование психической структуры личности во время жизни конкретного человека. В процессе изучения закономерностей, определяющих развитие психики в процессе онтогенеза, имеет место вопрос, связанный с наследственностью и влиянием внешней среды.
  • Функциональное развитие показывает формирование личности в процессе решения интеллектуальных и логических задач, овладение новыми мыслительными категориями и понятиями. Данный вид развития является составной частью онтогенетического развития психики в человеке.

В современной психологии выделяют также следующие виды психического развития:

Нормативное развитие соответствует общим переменам, присущим возрастным изменениям в характере людей. Норма подразумевает идеальный и наивысший уровень из возможных состояний в процессе психического развития личности.

Индивидуальное развитие показывает вариативность нормы с учетом уникальных характеристик личности и разнообразием некоторых способностей человека.

Замечание 2

Важным аспектом, связанным с видами развития психики является качественные и количественные параметры этих процессов, а также проведение анализа возникновения революционного или эволюционного пути развития.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/vidy_psihicheskogo_razvitiya/

Психологическое развитие ребенка деятельность и обучение

Психологическое развитие — формирование психических процессов и особенностей личности с помощью воспитания и обучения. Этот процесс осуществляется согласно характеристикам возрастного периода. Он берет начало до рождения личности и накапливает качественные и количественные преобразования психики в течение всей жизни, тем самым формируя личность.

Психологическое развитие и деятельность ребенка — главное занятие малыша в границах общественного роста. При выполнении его появляются психические новообразования на определенном этапе развития. Каждый период характерен своим поведением.

Свойства психологической деятельности:

  1. Толчок к формированию иных видов деятельности;
  2. Преобразование личных психических процессов;
  3. Психологические видоизменения личности ребенка.

Каждому этапу психологического развития ребенка соответствует своя деятельность, ее еще называют ведущей. Изменением одной деятельности на другую является признаком перехода от одной стадии социального развития к другой.

Периоды развития и свойственные им виды деятельности:

  • С первых дней и до года. Этому времени свойственны эмоциональный контакт мамы с новорожденным. Выходит, что основная деятельность — социальный контакт и необходимость в нем. Также формируется начало предметной деятельности: это хватание предметов и движение телом (двигать осознано руками, вставать и ходить, ползать и сидеть).

Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев.

Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).

Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.

Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.

  • С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей, которые показывают принцип работы с этим предметом.

Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать.

Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.

В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).

Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.

  • С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.

Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.

Речь — становится более сложной в структуре предложений.

  • С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.

Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).

Задача родителей в подготовке:

  • С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.

Произошедшие изменения:

  1. Расширение круга авторитетов — учитель;
  2. Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
  3. Ученик — объект оценивания;
  4. Партнерские взаимоотношения.

С 11 до 15 лет.

Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям.

Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.

Родители, помогите подростку не просто смоделировать перспективу будущего, а производить конкретные действия.
В этом возрасте подросток ассоциирует себя с членом общества.

  • С 15 до 17 лет. Учебная деятельность продолжает играть ведущую роль. Эта деятельность теперь переориентируется в сознании старшего школьника согласно его будущим планам на профессиональную ориентацию. Самосознание работает на выработку нравственных и политических, а также эстетических идеалов.

Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.

Психологическое развитие и обучение ребенка

Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.

Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.

Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком.

В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.

Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.

Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.

При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.

Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:

  • Задать подсказывающие вопросы;
  • Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
  • Подсказать общую его суть.

Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.

Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.

Деятельность и обучение играют большую неразрывную роль в психологическом развитии . Все имеет свое место и время, и наша задача (родителей) вовремя предоставить ребенку необходимые знания, которые он может воспринять благодаря определенной деятельности.

Источник: https://vseprodetok.ru/razvitie-rebenka/psixologicheskoe-razvitie-rebenka-deyatelnost-i-obuchenie/

Психическое развитие

Из раздела: Методики развития детей, Психическое развитие, Развивающие игры, Советы родителям

Развитие речи ребёнка на прямую зависит от родителей. Если малышу оказывается должное внимание, мама

Почему новорожденный вздрагивает во сне руками?

Из раздела: Здоровье, Новорождённый, Психическое развитие, Советы родителям

Зачастую, когда ребёнок засыпает, у мамы есть возможность уделить немного времени себе и хорошенько

Гиперактивные дети в школе рекомендации родителям

Из раздела: Психическое развитие, Развитие школьника

Многие родители гордятся своими детьми, когда им говорят, что они излишне активны и непоседливые.

Синдром отличника у ребенка

Из раздела: Психическое развитие, Развитие школьника

Отличник – гордость родителей, класса, школы. Но как тяжело маленьким детям дается такое звание.

Ребёнок не делает домашнее задание

Из раздела: Младшие школьники, Подростки, Психическое развитие

Дети любят заниматься тем, что вызывает у них интерес. А школа ассоциируется у большинства

Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста

Из раздела: Дошкольное развитие, Психическое развитие

     По сути, термин эмпатия означает умение сопереживать эмоциональному состоянию других людей, однако

Разностороннее развитие ребенка

Из раздела: Дошкольное развитие, Обучение и воспитание, Психическое развитие

Ваш ребенок растет, вы видите чудесные преобразования. Кажется недавно он сказал первое слово, а

Факторы психического развития ребенка

Из раздела: Дошкольное развитие, Психическое развитие

Термин «Психическое развитие ребенка» ассоциирует собой нечто сложное, научное, в чем разобраться могут только

Значение игры в жизни ребенка

Из раздела: Обучение и воспитание, Психическое развитие, Развивающие игры

Чтобы быть хорошо развитым ребенку нужно быть подвижным, много играть и заниматься. Значение игры

Как определить кинестетик аудиал визуал

Из раздела: Психическое развитие, Советы родителям

Рождаясь, ребенок уже обладает врожденными особенностями, характер его неповторим. Каждый из детей уникален, индивидуален.

Психическое развитие ребенка – показатель детской адаптивности и соответствия своему возрасту в физическом, социальном, умственном и эмоциональном плане. Весь процесс психического воспитания сводится к приобретению ребенком психологических новообразований, которые знаменуют начало нового этапа в развитии ребенка.Психические новообразования формируются после кризисов развития, коих во взрослении ребенка насчитывается порядка 5.

Самыми яркими из них являются кризисы подросткового возраста, а также 3-х и 7-ми лет. Этот период может протекать остро и проявляться в нарушениях поведения, сильных эмоциональных переживаниях и изменении во взаимоотношениях с взрослыми.

На плечи родителей ложится большая ответственность по коррекции подобного поведения, а как правильно это сделать, не навредив своему ребенку несложно узнать, обратившись в соответствующий раздел нашего сайта, ведь последствий может быть очень много.Каждый возраст имеет свои особенности психического развития ребенка, которые проявляются в освоении новой ведущей деятельности.

В процессе погружения ребенка в ведущую деятельность, будь то игровую, учебную или какую-либо другую он тренирует и развивает все психические функции. В процессе возрастания психических возможностей ребенка он начинает испытывать дискомфорт от несоответствия приобретенных навыков с прежним общением с окружающими.

Для того чтобы подобный кризис не проявлялся или прошел в более легкой форме родителям необходимо знать все тонкости психического формирования ребенка в каждый период взросления. Данный раздел ознакомит родителей с подробными особенностями определенного возраста, что поможет скорректировать общение с уже повзрослевшим малышом.

Диагностика психического развития детей осуществляется по ряду показателей, характерных определенным возрастным промежуткам.

Безусловно, такого рода исследование проводит специалист. Но и родителям под силу выявить отставание или опережение в психическом развитии своего малыша, используя информацию этого раздела. В представленных графиках и таблицах несложно проследить динамику развития детей определенного возраста и сравнить ее с возможностями своего ребенка. Чуткое и внимательное отношение родителей и их базовые знания в этой области помогут предотвратить возможные сложности в психическом развитии малыша.

Источник: http://razvitiedetei.info/psixicheskoe-razvitie

Психическое развитие человека и его особенности, Понятие о психическом развитии, Особенности психического развития человека, Показатели психического развития, Понятие возрастные и индивидуальные особенности пс сихичного развития, их соотношение — Возрастная психология Библиотека украинские учебникиів

После своего рождения человеческий ребенок является бессознательной, беспомощным и бессловесным существом, вполне зависимой от взрослых в выживании. Психические проявления и физические реакции новорожденного являются простыми, адаптаций ия к миру только начинается результате длительной социализации ребенка и развертывания его психического развития происходит становление зрелой, автономной и аутентичной личноститі.

. Психическое развитие — процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности

Таким образом, психическое развитие является процессом, так как имеет динамический характер — начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается, по мнению большинства ученых, вся жизнь человека. В ходе психически ого развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личностиі.

Особенности психического развития человека

Хотя темпы и результаты онтогенетического становления личности является немного разными, вариативными, и сам процесс психического развития индивида характеризуется рядом типичных особенностей. Раскроем содержание наиболее йголовниших из этих особенностей:

1) противоречия как основа психического развития. В основе психического развития, как и любого другого, лежат противоречия, которые бывают внутренними (между составляющими психики самого индивида) и внешними (между индивидом и социумом).

Между этими видами противоречий существует устойчивую взаимосвязь, внешние являются первичными, возникающими вследствие контактов индивида с социумом, однако именно эти противоречия трансформ муються во внутренние, активизируя человека к действиям и предопределяя прогресс психики;

2) непрерывность психического развития. Начавшись еще до рождения ребенка и бурно разворачиваясь после рождения, психическое развитие продолжается каждый день без перерывов,»отпусков»или отдыха. Нави ить ночью мозг продолжает перерабатывать информацию, поступившую днем ??Исключение составляет лишь явление задержки психического развития, вызванное тяжелыми физическими или психическими травмами мозга, но оно доси во редкое и относится к отклонениямдо відхилень;

3) дискретность — распределение онтогенеза человека на отдельные возрастные периоды со спецификой психического развития в каждом. Распределение этот условный, так как, хотя границы возрастных периодов и определены учеными четко, но психика переходит от одного периода к другому постепенно;

4) необратимость. Те прогрессивные изменения, которые сформировались вследствие психического развития, уже не исчезают, а остаются достоянием личности и влияют на дальнейшее психическое функционирование. Регрессивные т тенденции можно заметить лишь как отдельные формы защитного поведения человека, которые исследовались. ЗФрейдомом;

5) взаимосвязь психического с другими направлениями развития — физическим, социальным, физиологическим. Так, в немовлячому возрасте психика ребенка развивается на основе физических достижений — например, когда младенец учится самостоятельно сидеть, то значительно расширяется круг его восприятие действительности, и также руки ребенка используются для исследования предметов.

У подростков процесс полового созревания приводит изм ины образа»Я», начинается осознание себя как взрослого — это является подтверждением связи физиологического и психического развития. Взаимообусловленность психического и социального развития легко проследить на примере вступления 6-летнего ребенка к школе — новый социальный статус школьника вызывает существенные изменения психики.

Итак, когда ученые хотят подчеркнуть взаимосвязь данных направлений развития индивида, то с гаду о его роста, созревания и социализации соціалізацію;

6) неравномерность. В определенном возрастном периоде одни компоненты психики разви

. Данное качество нужна, чтобы избежать перегрузки психики

щихся ускоренно, а другие — замедленно, а в следующем возрастном периоде они чередуются (те функции, которые развивались медленно, ускоряются, а те, ускоренно — замедляются).

Так, по развитию познавательной сферы ребенка можно проследить следующую динамику: в течение немовлячого периода интенсивно развиваются ощущения и восприятия, активизируется память, а мышление и воображение только зарождаются в следующем — раннем возрасте мощное развивается память и мышление, в дошкольном на первое место по темпам развития выходит воображение;

7) переход от низших психических структур в высшие. Новые структуры психической деятельности возникают путем дифференциации имеющихся структур, то есть целостных форм, выделение отдельных функций и новой их интеграция ции, т.е. объединения в новое целое. Иначе говоря, процесс этот идет не от элементов к целому, а от структурно низшего к высшему целого.

Каждая новая психическая структура возникает на основе предыдущей, а не на чистом месте (первая структура своим основанием имеет безусловно рефлекторную системную работу мозга). Она не просто оказывается, а образуется из того, что уже у индивида, и он усваивает из общественной среды.

Доказательством того, что генетически более ранние структуры не исчезают с возникновением поздних есть возможность возврата к ним них;

8)»спиралевидный»характер развития психики. Признание прогрессивной направленности онтогенеза человеческой психики как переходов от менее к более

. Обладая системой обобщенных, абстрактных операций при решении задачи человек может при необходимости прибегать к конкретным действиям и даже к наглядно-действенных способов мышления

. Обостренное стремление к самостоятельности, что проявляется в конце раннего возраста в непослушания, упрямства, строптивости, конфликтах со взрослыми, повторяется у детей-семилеток и в подростковом возрасте, а но с новыми содержанием и формам.

. ГС. Костюк совершенных ее форм не означает, что он идет прямолинейно. Как отмечают некоторые исследователи, в нем наблюдаются бы возврат к пройденным этапам, повторение на новой основе ранее пережитых взаемов отношений индивида с общественной средой, т.е., образно говоря, психическое развитие идет не по прямой, а»по спирали»ралі»;

9) взаимосвязь количественных и качественных изменений психики. Психическое развитие человека есть процесс, в котором количественные накопления психических функций вызывают качественные преобразования, обеспечивая формирование качественной них психических новообразований. При этом психические процессы и свойства ребенка носят в основном качественные различия в психики взрослыхх;

10) планомерность и преемственность психического развития.

Планомерность становления личности проявляется через систематический, упорядоченный характер психических изменений, которые являются стойкими во времени и независимыми е ид вариативных факторов (вроде настроения, внешности человека).

Преемственность психического развития имеет место как взаимосвязь предыдущих и перспективных, будущих психических изменений в общей динамикой эти становления личности, наслоения новообразований психики на ее предыдущие прогрессивные проявлениеви.

Таким образом, психическое развитие представляет собой не последовательность отдельных, несогласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области психики вызывают изменения других психических проявлении.

. Детство говорит о человеке, как утро о грядущем день

. Дж. Мильтон

Показатели психического развития

Для определения адекватности содержания и темпов психического развития индивида психологи опираются на показатели — признаки, подтверждающие формирование прогрессивных изменений психики. Эти показатели оказываются в р различных сферах психической деятельности — интеллектуальной, аффективно-волевой, мотивационной и коммуникативныей.

. Рис 16 показателей психического развития человека

Понятие возрастные и индивидуальные особенности психического развития, их соотношение

Для диагностики адекватности психического развития отдельного индивида ученые опираются на понятие возрастных и индивидуальных особенностей психического развития человека

Все индивиды проходят в нашем обществе одни и те же степени психического развития, но проходят их по-разному. Существуют типологические и индивидуальные различия в самом процессе развития и его ре. Результатом.

Они проявляются в функциональных особенностях нервной системы, в умственных, эмоциональных, моральных, волевых качествах, в потребностях, интересах, способностях и характерологических чертах детей и мо лодых людей в процессе развития складывается неповторимая индивидуальная своеобразие личностисті.

Возрастные особенности психического развития — типичные признаки развития психики в определенном возрастном периоде, выступающих нормативами для определения темпов психического развития индивида

Индивидуальные особенности психического развития — специфические для конкретного индивида темпы и особенности развития его психики

Индивидуальные особенности психического развития сообразно возрастным делятся на адекватные (те, которые соответствуют возрастным) и неадекватные (несоответствующие возрастным). Последние, в свою очередь, могут характ теризуватися ускоренными темпами развития компонентов психики ребенка, опережением и отображать отставание, медленные темпы развития определенных проявлений психики индивида.

У конкретного индивида могут одновременно наблюдаться все вышеупомянутые виды, например, на фоне опережающих темпов интеллектуального развития ребенка может иметь место отставание в формировании ее коммун никативнои компетентности.

. Рис 17. Виды индивидуальных особенностей психического развития

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/vikova_psihologiya_-_sergeyenkova_op/psihichniy_rozvitok_lyudini_yogo_osoblivosti.htm

Особенности психического развития ребенка

Едва малыш научился распознавать голос мамы, у него появляются первые эмоциональные реакции. Вначале они выражаются только криком или плачем. Затем ребенок начинает улыбаться осмысленно при виде игрушек, ярких предметов, в ответ на ласковые слова, обращенные к нему.

К 10 месяцам он может уже проявлять ревность по отношению к взрослым, уделяющим ему «мало» внимания. В этот же период времени он способен выражать удивление при виде чего-то нового – это первые проявления познавательной активности.

Если в раннем младенчестве малыш практически не может концентрировать внимание, то в возрасте около года он проявляет интерес к игрушкам, начинает исследовать их. Здесь большую роль в развитии играет тактильная чувствительность, нужно давать ему предметы, разные на ощупь.

Как только дитя встает на ноги, его впечатления о мире наполняются новым содержанием. Обзор становится шире, объем получаемой извне информации больше. Ему хочется двигаться, появляется интерес к предметам, находящимся на расстоянии. Это опасное время: нужно убирать как можно дальше все опасные предметы, до которых ребенок может дотянуться.

Когда ребенку исполняется 3 года, родители понимают, что такое упрямство. Ребенок уже достаточно хорошо справляется с речью, проявляет свои желания, у него формируется воля. Именно поэтому здесь особенно важно сформировать у него правильное понимание «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Свои слова подкрепляйте мимикой, эмоциональной реакцией.

В то же время надо поощрять любознательность детей, которая тоже появляется в этом возрасте и продолжает проявляться еще сильнее к 5-7 годам.

Нервно-психическое развитие ребенка и кризисы

Специалисты выделяют несколько критических периодов в детском психическом развитии:

  • 1 год: ребенок многое умеет делать сам (кушает, играет, ходит), но его речь еще неразвита, поэтому окружающие не всегда могут понять, чего он хочет. С этим непониманием часто связаны вспышки агрессии со стороны малыша. Следует понимать, что это не шалости и не капризы, а проявление беспомощности и запрос поддержки
  • 3 года: ребенок бунтует, потому что уже чувствует собственное «я», но контролировать эмоции пока не умеет. Спокойная позиция взрослого и четкое обозначение границ допустимого поведения помогут ребенку быстрее социализироваться
  • 7 лет: ребенок идет в школу и обретает новый авторитет в лице учителя. Здесь возможна смена поведения вплоть до неузнаваемости. Ваш спокойный и управляемый малыш становится маленьким деспотом или, напротив, стесняется, манерничает и т.д. Так происходит социализация: видя вокруг детей с разным типом поведения, ребенок «примеряет» их на себя. Взрослые должны приложить усилия к сохранению доверительных отношений с ним, чтобы без насилия помочь ему сохранить и проявить собственную личность, стать авторитетом для сверстников
  • Если кризис 7 лет будет преодолен, то вам легче будет понимать ребенка в подростковом возрасте, который нередко называют «затяжным кризисом». Здесь очень важно позволять ребенку совершать ошибки, в то же время не утрачивая контакта с ним и поддерживая его, а иногда и направляя.

Источник: https://sonyaclub.ru/psixicheskoe-razvitie-rebenka/

Новообразование в психологии: это что такое, понятие и значения

Если в медицине термин «новообразование» используется в негативном значении, то в психологии у него исключительно положительная окраска.

Новообразование в психологии — важное изменение в психике, которое сигнализирует о приобретении новых знаний и навыков. Если бы не способность психики развиваться, переходя на новую ступень, личность человека не была бы полноценной.

Развитие происходит не только в детстве. Поэтому человек всю жизнь остается активным, целеустремленным, легко адаптируется в обществе.

Понятие и суть

В психологии под новообразованием понимают психическое и социальное изменение, которое происходит в сознании человека. Оно определяет качество жизни, темп развития, отношение к среде. Новообразование — результат качественного изменения.

У каждого возрастного периода есть свои специфические характеристики. Для него типичны свои новообразования, которые становятся ведущими для данного возраста. Личность человека подчинена ведущему изменению, от него зависит, как личность будет развиваться в. К новообразованиям относятся психические явления, отдельные свойства характера.

В подростковом возрасте свойства новообразований могут быть неверно истолкованы. Психиатр или невропатолог могут ошибочно принять их за симптомы психического заболевания. Важно не торопиться с лечением и вначале наблюдать за изменениями в поведении подростка. Вероятно, когда период перехода на новую ступень развития личности закончится, поведение подростка нормализуется.

Важность появления новообразования в том, что оно меняет психологическую картину мира человека. Он как будто заново оценивает окружающий мир, пересматривает свое отношение к нему и самому себе.

При этом для окружающих процесс перехода на новую ступень развития личности может стать неожиданностью и даже настоящей проблемой.

Особенно, если речь идет о подростковом возрасте, в котором перестройка мировоззрения происходит бурно и часто сопровождается неадекватным поведением и асоциальными проявлениями.

История открытия и исследователи

В отечественной психологии изучению новообразований уделялось большое внимание. Первым понятие «ведущая деятельность», как основной интерес ребенка, необходимый для развития, ввел Л. Выготский. Позднее его рассматривал А. Леонтьев. Д. Эльконин на основании теории возрастного развития создал собственную периодизацию. Ведущая деятельность — фактор поведения ребенка, который помогает ему переходить с одного уровня развития на другой.

Несмотря на работу, которую проделали психологи для изучения особенностей развития психики, в теории возрастной периодизации развития психики остается много сомнительных моментов.

Первая проблема относится с самой ведущей деятельности. Определить четкие критерии, которые позволили бы отделить деятельность, направленную на развитие, от других видов деятельности, нет. Нельзя сказать, что игра для ребенка значительно отличается от неигры, общение от необщения.

Основным фактором отбора ведущей деятельности психологи рассматривают мотив. Но исследования показывают, что для детей одна и та же деятельность может быть продиктована разными мотивами.

При этом сложно отследить, какая деятельность привносит изменения в Я-образ ребенка, а какая проходит бесследно.

Второй сложностью, вставшей на пути изучения возрастной периодизации, стала смена одного вида ведущей деятельности на другой. В. Давыдов утверждал, что последовательная смена (когда ребенок вместо игры концентрируется на учебе, а взрослый с обучения переключается на труд) происходит не всегда. Ведь элемент игры сохраняется в учебной деятельности. И даже у взрослых.

Третьей проблемой стала взаимосвязь деятельности и условий психического развития. Считается, что развитие личности ребенка стимулируется общением со сверстниками и взрослыми. Но не каждый вид общения влияет на психику благотворно. Если ребенок находится во враждебной среде, познавательные функции угнетены. Общение не только не способствует развитию, но и замедляет его.

Чтобы проверить теорию автономности процесса возрастного развития, Выготский предложил использовать новый подход в образовании. Он полагал, что уроки необходимо упразднить, предоставив детям возможность самим выбирать, что они хотят изучать. Такой подход практиковался в ряде школ, но он показал отрицательный результат. Дети, которые самостоятельно выбрали предметы для изучения, не отличались высокими интеллектуальными способностями. Наоборот, чаще они отставали от сверстников.

Выготский и его последователи убеждены, что это только первый этап исследований и его результат нельзя считать окончательным провалом теории самообучения. Необходимо больше исследований, чтобы проработать версии об отличиях развивающего свободного общения и организации взаимодействия детей в коллективе.

Классификация

Классификация психологических новообразований связана с возрастными периодами. Основным считается возрастная линейка, предложенная Элькониным:

  1. Новорожденность — ребенок обладает комплексом оживления, который активизируется сразу после рождения.
  2. Младенчество — приобретение навыка прямохождения, умения отличать родных взрослых от чужих людей.
  3. Раннее детство — появление самооценки, активной речи, интереса к сверстникам.
  4. Дошкольный период — возникновение субъектного поведения, развитие познавательных функций.
  5. Отрочество — развитие мышления, умения планировать, формирование высших чувств.
  6. Юность — появление способности к саморазвитию, саморефлексии.
  7. Молодость — понимание своей деятельности, формирование устойчивого отношения к миру.
  8. Взрослость — распределение обязанностей между обществом, семьей и работой.
  9. Зрелость — переход к новой социальной роли, оценка жизненных достижений.
  10. Старость — подведение жизненного итога.

Для каждого новообразования есть свой сензитивный период. Он создает благоприятные условия для появления психического свойства. Для развития речи это период наступает в дошкольном возрасте, для освоения профессиональных навыков — в молодости.

Значение в развитии индивида

Если у человека нет возможности вовремя попасть в подходящие условия для развития ведущей деятельности, шансы на появление новообразования снижаются. Дети, с которыми редко разговаривают, учатся произносить звуки гораздо медленнее. Они могут не заговорить.

В возрасте 5 лет ребенок может освоить любой язык, повторить любые звуки. К 10 годам эта способность теряется, и дети, выросшие вдали от родной культуры, никогда не заговорят на родном языке полноценно. Взрослым изучение языка дается труднее. Некоторые звуки человек не может ни различить, ни произнести. Поэтому ключевое значение для благополучного развития имеет окружающая среда.

Методы изучения

В младенчестве и раннем возрасте развитие новообразований могут отслеживать родители. Каждый ребенок перед поступлением в детский сад должен уметь:

  • самостоятельно уверенно ходить;
  • использовать столовые приборы;
  • отличать свою одежду и игрушки от вещей других детей;
  • обладать минимальным словарным запасом;
  • не бояться взрослых.

В раннем возрасте новообразование появляется и закрепляется быстро и отставание легко исправить. В дошкольном возрасте ребенок проходит обязательную диагностику, определяющую готовность к обучению. Он должен уметь различать форму, размер, цвет и назначение предмета. Знать домашних и диких животных, растения, профессии, уметь рассказать о себе. Ключевое новообразование – наличие мотивации к обучению. Наличие выявляют с помощью ряда тестов и беседы с ребенком.

Проблематика

Возрастные изменения психики устроены так, что перескочить через один из них и перейти к следующему нельзя. Если ребенок не усвоил игровую деятельность, он не сможет перейти к учебной, потому что в психике нет основы для нее. Развитие можно ускорять, но замедлять опасно.

Замедленное развитие и позднее появление новообразований приводит к тому, что человек постоянно отстает от других людей. Если за ним закрепляется ярлык «отстающего», это негативно влияет на самооценку. Попадая в коллектив, он сразу занимает позицию изгоя, даже не пытаясь претендовать на лидерские позиции. В детстве отстающий ребенок не имеет мотивации учиться. Отстающий взрослый не может реализовать себя в труде, работа становится для него наказанием, а не способом самореализации.

Для успешного жизненного сценария важно следить за периодизацией возрастных изменений ребенка и вовремя принимать меры, если было выявлено нарушение или отставание.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/novoobrazovaniya.html

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сдн диагноз невролога что это
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все в порядке!
Почему перед днем рождения плохое настроение

Закрыть