Какой признак характеризует человека как личность

Качества, характеризующие личность человека

какой признак характеризует человека как личность

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.

  • Целостность и субъективность

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

  • Активность и субъективность

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • ораторские способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к невербальному общению.

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого индивида.

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение людей), моральные нормы.

Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • сила воли – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации, составлении плана и учета последствий.

Человеческие чувства

Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. Чувства людей индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из потребностей людей. Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

  • самооценка. Черты характера проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
  • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
  • положительные или отрицательные качества уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
  • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
  • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
  • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
  • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на формирование личности.

Качества, характеризующие личность человека Ссылка на основную публикацию

Источник: https://HeadLife.ru/kakie-kachestva-harakterizuyut-lichnost/

Что характеризует человека как личность?

какой признак характеризует человека как личность

В понимании обывателя личность — это человек, обладающий сильным характером, имеющий собственное мнение, способный нестандартно мыслить и действовать, не боясь осуждения толпы. Иначе говоря, по мнению большинства, далеко не все люди заслуживают этого высокого звания. Ведь многие предпочитают позицию серой мышки, мирно живущей в собственном мирке и беспокоящейся о том, что же о ней скажут соседи и сослуживцы.

статьи

Однако научный подход к этому понятию дает совсем другие результаты. В психологии личностью принято считать каждого человека, независимо от набора качеств и черт, которыми он обладает. Для создания базового «портрета» того или иного члена сообщества ученые используют определенный набор критериев. Попробуем разобраться в том, что характеризует человека как личность с точки зрения науки.

Что такое личность?

Под этим термином принято понимать совокупность психических и физических особенностей человека, его привычек, опыта и знаний, приобретенных им в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с окружением — людьми и предметами.

Все эти компоненты проявляются в поведении, выражаясь в смене «масок», подходящих для различных социокультурных групп и ситуаций.

Проще говоря, личность — это сложное понятие, включающее социальные навыки, психические характеристики и установки, базирующиеся на опыте межличностных отношений.

Какое же место занимает термин личность в системе современной психологии? Он находится между индивидом и индивидуальностью. При этом индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода, а под индивидуальностью подразумевается отражение специфических наследственных или приобретенных черт конкретного человека.

Составляющие личности

Чтобы полностью осветить многогранность каждого из нас, используются признаки, характеризующие человека как личность. К ним, по мнению современных ученых, относятся:

  • характер,
  • темперамент,
  • мотивация,
  • способности.

Каждое из этих понятий раскрывает человеческую натуру с определенной стороны. Поэтому только после тщательного анализа всех пунктов и соединения полученной информации в единое целое можно говорить о создании исчерпывающего портрета члена общества.

Характер

Как правило, под характером понимается совокупность стабильных черт человека, влияющих на его поведение. При этом принято разделять все свойства на 4 группы, каждая из которых отражает отношение личности к одному из аспектов жизни:

  • к другим людям,
  • к труду,
  • к вещам,
  • к себе.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое страх сочинение

Основываясь на этих данных, можно приписать каждому из нас один из наиболее распространенных типов характеров:

  • психастенический — нерешительный, склонный к самоанализу и размышлениям;
  • шизоидный — замкнутый, отстраненный от окружающего мира;
  • гипертимный — подвижный и общительный;
  • эпилептоидный — с низкой реакцией, угрюмый, скрупулезный и консервативный;
  • сенситивный — робкий, впечатлительный;
  • астеноневротический — устающий от общения, раздражительный и тревожный;
  • истероидный — эгоцентричный, жаждущий всеобщего внимания и одобрения;
  • эмоционально-лабильный — склонный к частым сменам настроения;
  • инфантильный — отказывающийся от ответственности за себя и свои поступки;
  • неустойчивый — слабый, безвольный, тяготеющий к развлечениям и безделью.

Разумеется, поведение человека не всегда определяется только его характером. Однако в большинстве случаев именно он оказывает решающее влияние на поступки и слова.

Темперамент

Темперамент служит основой характера и обуславливается типом высшей нервной деятельности. Иначе говоря, базой для него становятся психофизиологические особенности человека, а значит, его можно отнести к врожденным свойствам личности. Темперамент в основном влияет на активность и интенсивность действий, а не на их содержание.

Выделяют 4 типа темперамента:

  • холерик — взрывной, нередко агрессивный, подвижный и подверженный частым и резким сменам настроения;
  • меланхолик — впечатлительный и ранимый, утомляемый и склонный к самобичеванию;
  • флегматик — спокойный и уравновешенный, с большим трудом адаптирующийся к новым условиям и задачам;
  • сангвиник — энергичный и общительный, активный и жизнерадостный.

«Чистых» представителей того или иного темперамента практически не существует. Поэтому чаще всего человека относят к одному из типов, ориентируясь на преобладающие черты.

Мотивация

Чтобы человек начал действовать, демонстрируя свои личностные характеристики, ему нужна мотивация. Она представляет собой психофизиологический процесс, стимулирующий на совершение того или иного поступка. От силы мотивации зависит активность и направленность деятельности, а также ее результативность. При этом оптимальными являются средние показатели. При слишком слабой или чрезмерно сильной мотивации производительность резко снижается.

Мотивацию делят на внутреннюю и внешнюю. Первая связана с самим действием, приносящим человеку удовольствие и пользу. А в основе второй лежат «побочные эффекты», появляющиеся в результате осуществления какой-либо деятельности.

Также существует положительная и отрицательная мотивация. Базой для такого деления служит полярность стимулов. В первом случае идет речь о получении в результате действия награды, пользы или удовольствия. А во втором случае выполнение задач направлено на то, чтобы избежать наказания, штрафа, порицания.

На устойчивость мотивации влияет источник стимула. Нужды самого человека создают постоянные предпосылки для выполнения действий. А вот если поведение обуславливают внешние факторы, то для сохранения импульса требуется постоянное подкрепление.

Способности

Чтобы вся активность приносила ожидаемый эффект, нужны способности. Под этим словом понимаются не только умения и навыки, позволяющие заниматься определенной деятельностью, но и скорость и глубина их освоения. Такие параметры зависят от внутренних психических процессов.

Способности принято делить на общие и специальные. Первые — поисковая активность, творческий подход и интеллект — необходимы для совершения практически всех действий. Поэтому степень их развития нередко коррелирует с успешностью человека в целом. Специальные способности более конкретны: например, склонность к музыке, литературе, математике, конструированию, спорту и т. д. Без них невозможно достичь достойных результатов в специфических областях деятельности.

Для оценки тех или иных способностей создана следующая «лестница»:

  • задатки,
  • способности,
  • талант,
  • гениальность.

Как правило, переход с одной «ступеньки» на другую требует огромных усилий, а зачастую и вовсе не возможен. Однако в стрессовых ситуациях нередко происходит всплеск, обострение уже известных способностей или неожиданное проявление новых.

Итак, критериями, определяющими личность, служат не только качества ее характера, но и особенности ее деятельности — источники мотивации и качество исполнения принятых на себя ролей.

При этом основное значение имеет активность, направленная на установление межличностных отношений.

Ведь именно под личностью, а не индивидом или индивидуальностью нередко подразумевается то самое «социальное существо», которое формируется и проявляет свои черты исключительно во время взаимодействия с себе подобными и окружающей средой.

Источник: https://TheDifference.ru/chto-harakterizuet-cheloveka-kak-lichnost/

Черты наиболее характеризующие личность в психологии: как понимается, основные

какой признак характеризует человека как личность

Уникальность человека обуславливается не только его внутренним миром, но и совокупностью качеств личности, которые оказывают влияние на отношение индивида к жизни и окружающим людям. Чтобы осознать неповторимость каждого жителя Земли, необходимо не только знать, как понимается черта личности в психологии, но и уметь подмечать основные индивидуально-психологические особенности человека.

Свойства личности

Черты личности и структура характера

Каждый индивид в течение жизни приобретает неповторимый набор качеств, которые носят название – черты характера. На их основе осуществляется формирование структуры личности, которая определяет поступки и поведение человека. Чтобы лучше понимать природу становления личности и характера, необходимо изучить разнообразие определений этих терминов.

Понятие и определение в психологии

Понятие личности позволяет отразить социальную природу индивида – обладателя особенного сознания. В психологии под этим термином понимается целая система свойств человека, проявление которой происходит исключительно в деятельности.

Дополнительная информация. Р. Кэттелл считает, что благодаря понятию «личность» можно дать характеристику поведения человека в той или иной ситуации.

Черта личности – это в психологии не что иное, как устойчивая особенность индивида, которая проявляется в его поступках. Под личностными чертами Г. Олпорт понимал своеобразные психологические блоки, которые помогают объединить реакцию человека в единый стимул.

Структура характера

Свойства личности формируют характер, это значит, что он состоит из совокупности индивидуальных особенностей индивида, которые определяют поведение человека.

Основные черты характера

Качества мужчины — плохие и хорошие черты характера, что воспитывать в себе

Характер делает человека уникальным, помогает выделиться из толпы. Для любой личности характерно желание быть принятой обществом, стать частью коллектива, семьи или социальной группы.

Дополнительная информация. Никто не хочет быть изгоем. Поэтому необходимость находиться в кругу других людей – естественная потребность человека.

Чтобы стать частью какого-либо общества, индивиду нужно не только выполнять полезные функции, но и обладать определенным характером. Зная, какие гипотетические черты приветствуются в группе, а какие отвергаются, выстроить общение с людьми будет намного проще.

Негативные черты

Отрицательные личностные черты не приводят индивида к положительным результатам. Негативное проявление характера осуждается в обществе. Среди основных отрицательных качеств характера можно выделить следующие варианты:

  • эгоизм;
  • жадность;
  • мелочность;
  • завистливость;
  • злобность;
  • лживость;
  • самокритичность;
  • трусость;
  • лень;
  • упрямство.

Каждое из перечисленных свойств может диагностироваться у людей по-разному. У одних можно встретить весь «набор» отрицательных черт, у других – несколько самых неприятных «экземпляров».

Как побороть негативные свойства характера

Важно! Некоторые негативные качества могут трансформироваться в положительные, если личность будет работать над собой.

Пример – жадный человек способен стать бережливым, упрямый – целеустремленным, самокритичный – творческим, а ленивый ученик – кропотливым.

Положительные черты

Положительные черты личности позволяют индивиду быть полезным, надежным и ценным в обществе. В каждой эпохе есть «свой» список социально значимых свойств характера:

  • Если в обществе продвигаются идеи, ориентированные на индивидуальные успехи, то трудолюбие, инициативность, целеустремленность, самодостаточность и самостоятельность будут важными положительными качествами личности;
  • Если коллективизм является главной ценностью общества, то индивидуализм будет в нем порицаться и отвергаться. На «пьедестал» будут представлять такие качества, как верность, дружелюбность, стрессоустойчивость.

Несмотря на это, существует целый ряд общечеловеческих ценностей, среди которых можно выделить следующие положительные черты:

  • верность;
  • щедрость;
  • справедливость;
  • скромность;
  • доброжелательность;
  • надежность;
  • честность;
  • вежливость;
  • чувство ответственности;
  • решительность;
  • трудолюбие.

Некоторые положительные свойства могут трансформироваться в отрицательные. Например, не всегда человек может проследить момент, когда упорство становится упрямством, решительность преобразуется в агрессию, а толерантный индивид становится подвержен чужому мнению.

Важно! Чтобы проанализировать наличие положительных и отрицательных качеств характера, нужно обратить внимание на отношение окружающих к индивиду.

Отношение окружающих – ключ к самосовершенствованию

Социум является своеобразным зеркалом, которое отражает настоящий облик личности.

Взаимосвязь характера и структуры личности

Характер является своеобразным «фундаментом», который в совокупности со способностями и эмоциями формирует структуру личности.

Как связаны эти два понятия

Тесная взаимосвязь психических свойств человека и основных компонентов психики достигается, благодаря следующим характеристикам:

  1. По характеру можно не только оценить целостность личности, но и предугадать или скорректировать поступки.
  2. Направленность индивида тесно связана с его психическими свойствами, поэтому оказывает влияние на деятельность личности.
  3. Формирование характера происходит во время активных действий субъекта. Другими словами, психические свойства обуславливаются бытием индивидуума.
  4. Все черты характера взаимосвязаны друг с другом. Благодаря постоянному взаимодействию, они формируют целостную структуру личности.
  5. Характер индивида мешает или помогает субъекту выстраивать различные взаимоотношения с обществом, решать сложные жизненные задачи, проявлять волю и терпение.

Чтобы до конца изучить отличительные особенности человека, нужно «съесть» с ним целый пуд соли. Однако уникальность характера можно отметить если не с первого, то точно со второго взгляда. Даже если индивидуум замкнут и стеснителен, эти свойства будут характеризовать проявление его характера. Если субъект хочет подкорректировать собственные качества, на помощь может прийти профессионал – психолог.

Источник: https://srazu.pro/lichnost/cherty-lichnosti-prisushhie-cheloveku.html

Признаки индивидуальности человека:

2.Индивидуальность личности и проблема индивидуального подхода в профессиональном музыкальном обучении.

Индивидуальность нередко приравнивается к яркости личности, что особенно ценится в искусстве. Индивидуальность невозможно описать просто перечислив особые качества человека — в любом психологическом портрете обязательно имеются совсем не индивидуальные, а типовые черты присущие многим людям. Индивидуальность человека часто соотносят с типом темперамента, характера, личности (за время изучения человечества было создано много типологий, многие из которых противоречат друг другу).

Индивидуальность проявляется в своеобразии связей между свойствами человека, но сами свойства могут быть присущи многим людям. Тип — образец наиболее вероятного соединения этих свойств. Считается, что определенные черты имеют наследственную обусловленность, но исследования опровергают эту гипотезу.

Признаки индивидуальности человека:

  1. Внешняя выразительность. Мы называем индивидуальным человека, который необычно выглядит, у которого яркая речь, выразительная жестикуляция, то есть по внешней картине.
  2. Особая связь между общими для всех людей чертами. Такие черты как доброта, жадность, щедрость и др. есть у многих людей и индивидуальность заключается в том как эти черты между собой взаимосвязаны. Они взаимосвязаны всегда неповторимым образом.
  3. Неповторимая история жизни. Психический склад и жизненный опыт каждого человека неповторим, даже если они принадлежат одной семье, поколению, культуре. На формирование личности влияют в первую очередь такие факторы среды которые человек способен воспринять осознать и которым придает какое-либо значение.
  4. Умение себя выразить или то, что называется «быть самим собой»
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется фобия боязнь тишины

Это тот параметр, который человек отстаивает ежедневно в социальной жизни, т.к. жизнь нас усредняет и умение выразить себя является высшим показателем индивидуальности.

Второй подход к определению индивидуальности: это та психологическая индивидуальность, которая связана с такими понятиями как темперамент, характер, способности.

Темпера́мент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека.

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность

Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».   Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином «личность» употребляют понятия «индивидуальность», «индивид», «человек». Данные понятия содержательно меж собой взаимосвязаны. Человек выражает общественную человеческую сущность, характеризует черты, которые развились у человека, как единицы общества. Рассматривание

Общие и частные свойства: общая динамическая картина поведения человека в наибольшей степени зависит от свойств нервной ткани лобных долей мозга.

Здесь локализованы системы саморегуляции поведения и речи, которые относительно независимы от активности отдельных органов чувств, но объединяют нервные процессы всего мозга — поэтому их называют общими свойствами нервной системы.

Преобладание у человека зрения или слуха с необычными возможностями двигательной системы являет нам проявление частных свойств нервной системы. Общие и частные свойства нервной системы могут не совпадать.

Свойства силы и слабости нервных процессов: сильная нервная система более вынослива и работоспособна, зато слабая более чувствительна. (сила и слабость нервной системы не связанна с физическими показателями).

У каждого свойства нервной системы есть свои положительные и отрицательные стороны: слабые выигрывают в кропотливой работе, а сильные в экстремальных ситуациях.

Сила и слабость нервной системы достигает устойчивых значений примерно к 9 -10 годам. Особое внимание педагогам следует обратить внимание на обладателей слабой нервной системы.

Им трудно в ситуациях требующих: длительного нервно-психического напряжения, высокого темпа работы, усвоения большого объема разнообразной информации, распределение внимания на не связанные между собой объекты и процессы, быстрой реакции на неожиданные изменения в привычной обстановки.

Им трудно работать при шуме, суете, дефиците времени, после неудач и конфликтов, а также со вспыльчивыми и импульсивными людьми.

Скоростные свойства нервной системы. 1. Подвижность нервной системы которая зависит от скорости смены возбуждения торможением либо торможения возбуждением. Подвижность содействует формированию таких черт как находчивость, ловкость, гибкость, но и неорганизованность, поверхностность. Малая подвижность — устойчивость вкусов, привычек, но и медлительность, консерватизм. 2.

Лабильность отражает скорость возникновения и прекращения нервного процесса. Лабильные быстро схватывают информацию, хорошо приспосабливаются к новым ситуациям, изменчивы в поведении. Напротив, обладатели инертной нервной системы — медлительны, неторопливы, с трудом перестраиваются. 3. Динамичность.

Выражается в легкости и быстроте выработки положительной или тормозной реакции на воздействие (условного рефлекса).

Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань

Тема. Физиология нервной системы План 1. Значение нервной системы. 2. Общая схема строение нервной системы. Нервная ткань. 3. Физиологические свойства нервной ткани. 4.Рефлекс и рефлекторная дуга. 5. Особенности нервных процессов в юношеском возрасте.   Ключевые понятия и термины: низшая и высшая нервная деятельность, нервная система (НС), центральная НС, периферическая НС, вегетативная НС,

Уравновешенность определяет баланс выносливости, чувствительности и скоростных характеристик нервных процессов — это свойство в наибольшей степени соответствует исконному значению слова темперамент — соразмерность.

Хара́ктер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера:

  1. отношение человека к другим людям, (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
  2. черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
  3. черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания,
  4. черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Способности — это свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивно, обусловливающими возможность их приобретения

Проблема сущности и характера межличностных отношений людей

Контрольная работа по дисциплине «Социальная психология» Студента IV курса группы 47х Белан Михаила 1. Общественные и межличностные отношения 2. и эффекты межличностного восприятия 3. Вербальные средства общения Список литературы 1. Общественные и межличностные отношения Проблема сущности и характера межличностных отношений людей требует уяснения того, каким образом

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

  1. умственные и специальные
  2. учебные и творческие
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно-изобразительные
  8. физические способности

. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность трансформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии).

Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

  1. собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);
  2. композиционные (для сочинения музыки);
  3. контролирующие, слуховые (музыкальный слух — звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

В педагогики существует три направления в индивидуальном подходе:

Проектировочный подход

Технологический подход акцентирует внимание на разнице между технологией и методикой обучения на основе критериальных признаков: системность, научность, интегративность, воспроизводительность, эффективность, качественность и мотивированность, новизна, возможность тиражирования, переноса в новые условия и т. д., среди которых алгоритмичность, как критерий, занимает преимущественное место. Попробуем

1. Психологический подход (педагог приспосабливает средства, принципы обучения к психологическим особенностям (темпераменту) ученик. «Надо всесторонне изучить ученика». Рекомендуются тесты по определению уровня интеллекта, эмоциональности, воли (лени) мотивационные тесты и др.).

После этого педагог «часто пользуется ярлыками: ленивый, заторможенный и т. д. И делает поправки на результаты исходя из этого». «Акцентируется развитие способностей как цель». Подход широко применяется в отечественной педагогике.

2. Индивидуальность ученика проявляется «не в его качествах, а в проблемах» (могут быть «недомотивированными») имеет значение и характер материала, и содержание обучения, и социальная среда, из которой вышел ученик. Этот подход больше развит в западной традиции.

3. Профессиональная педагогика (Педагога не интересуют ни психологические качества учащегося, ни его проблемы в обучении. Его итересуют только профессиональные качества и их развитие, корректировка, связь между этими качествами (Задача этого направления состоит в том, чтобы сформировать «индивидуальный профиль» для данного учащегося или найти место для него.

4. Дифференцированный подход (составление индивидуальных образовательных программ для каждого человека. При этом учитываются возрастные особенности, профиль одаренности, образовательные стандарты.

Ни один из подходов не реализуется последовательно. Все они применяются вместе и только вместе.

Источник: https://forpsy.ru/works/individualnaya/vopros-13/

Человек, индивид, личность — определения и различие понятий

Каждый человек в социуме имеет определенный статус как социальный, так и психологический: человек, индивид и личность – это разные понятия.

В зависимости от ситуации, человек одновременно может являться личностью, индивидом, но, например, не иметь индивидуальности.

  • Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» — определения и характеристики
  • Что характеризует человека как личность
  • Чем отличается индивид от личности
  • В чем проявляется индивидуальность человека
  • «Индивид» и «индивидуум» — в чем разница
  • Что значит «выдающаяся личность» по обществознанию
  • Заключение

Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» — определения и характеристики

Начнем с того, что определение «человек» обозначает человека, как биологический вид, который олицетворяет собой пример эволюции и обладает сознанием. Человек, как социальный объект, имеет способ общения – язык, но стоит отметить, что не каждый человек – личность.

Характеристики человека, как биологического объекта:

  • анатомия организма;
  • способность создавать орудия или плоды своего труда;
  • присутствие сознания и осознанности.

Отсюда можно определить, что человек – это представитель своего вида и значит он индивид.

Индивид – это субъект, имеющий все социальные качества, которые присущи определенной группе.

Характеристики индивида, как объекта человеческой популяции:

  • активность в социальной среде;
  • психологическая устойчивость;
  • адаптивность психофизических характеристик.

Личность – это человек, наделенный некоторыми качествами, характером, которые сформировались при взаимодействии с социумом. Она способна испытывать чувства, осознавать происходящее и себя в мире, а также формировать отношения с обществом согласно своим убеждениям.

Как правило, личностью не рождаются – ею становятся. Огромную роль в этом аспекте играет человеческий фактор.

Различают следующие факторы, влияющие на становление личности:

  • наследственность;
  • круг общения;
  • характер;
  • воспитание;
  • личное мировоззрение.

Индивидуальность – это набор физиологических, психологических, социальных качеств человека, являющихся неповторимыми. Конечно, каждый из нас уникален, но стоит отметить, что у кого-то есть яркие индивидуальные черты, а у кого-то их вовсе нет.

Что характеризует человека как личность

Само слово «личность» имело негативный оттенок, так как еще с давних времен оно означало маску, под которой скрывается истинное лицо человека.

Обычно, слово «личина» применяли для характеристики социального образа человека, и чаще всего его применяли для оскорбления.

Но прошло много времени, и теперь слово «личность» широко используется как в бытовом обиходе обычных граждан, так и в учебной литературе.

Проявления личности могут носить как постоянный, так и временный характер: в один момент человек может проявить силу воли, а в другой ситуации он может просто промолчать.

Эта тема изучается в школе в 6 классе, на уроке обществознания, а уже в 8 классе эту тему раскрывают полностью.

Чем отличается индивид от личности

Для того чтобы понимать, что такое «личность», необходимо знать разницу между «индивидом», «индивидуальностью», «человеком».

Само определение «индивид» пришло от латинского слова «individ», что означает «кто-то в толпе», а вот индивидуум – это «кто-то» вне толпы.

Если сравнивать личность и индивида, то первая определяет социальный круг, в то время как второй, всего лишь его принадлежность к определенной группе.

В чем проявляется индивидуальность человека

Индивидуальность – это отличительные черты, и в то же время эти черты являются определяющими.

Проявления можно увидеть в манере разговора, смехе или наоборот, в гневе. В основном – в эмоциях, но бывают случаи, когда человек преподносит свою индивидуальность через творчество.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как не бояться жить

«Индивид» и «индивидуум» — в чем разница

Любой человек — индивид и индивидуум одновременно, только это проявляется в разных жизненных ситуациях. Человек, не включающий в себя личность – это существо примитивное, наравне с приматами.

Например, если вы пришли в банк и хотите получить кредит, то предоставляете паспорт – в этот момент, вы индивид.

А вот если вы хотите выделиться из толпы или быть вне толпы – тут вы уже индивидуум. Индивидуум определяется по характеру и социализации в обществе.

Что значит «выдающаяся личность» по обществознанию

Термин «выдающаяся личность» характеризует человека, как волевого и сильного, отличившегося от всех.

Признаки такого человека очевидны: сила воли, целеустремленность в достижении своих целей.

Чаще всего, люди воспринимают такого человека, как эталон: например, Юрий Гагарин. После его полета, огромное количество советских мальчишек хотели стать космонавтами. Это психология толпы – основная масса всегда ровняется на кого-то одного.

Конечно, человек не может быть яркой и выдающейся личностью без индивидуальности: эти понятия взаимосвязаны и взаимно компенсируют друг друга.

Заключение

Как правило, становление личности происходит на протяжении всей жизни человека. В зависимости от приобретенного опыта и навыков, личность может деградировать или наоборот, стать выдающейся. Все зависит от того, как человек себя позиционирует в жизни.

Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/chelovek-individ-lichnost.html

Характеристика и способности личности

Любая организация включает себя людей: кто-то принимает и распоряжается решениям, кто-то их выполняет. Это помогает достичь поставленных целей. Но в процессе достижения между индивидами возникают различные конфликты. Причина конфликтов в том, что отдельно взятое лицо является личностью, у которой собственные:

  • ценности;
  • опыт;
  • навыки;
  • потребности;
  • интересы.

Именно поэтому люди реагируют на что-то одинаковое по-разному. Например, одному из сотрудников необходимо выйти на работу в выходной день, за это начальник обещает денежное вознаграждение в виде премии. На такое предложение сотрудники будут реагировать по-разному.

Кто-то согласиться из экономических соображений, кто-то будет недоволен, но подчиниться, а кто-то выскажет негодование прямо в лицо, ссылаясь на ТК РФ. Такое разнообразие реакции требует от менеджеров понимания особенностей проявления качеств личности.

Таким образом, понятие личности является главным для психологии как общей науки и психологии управления.

Определение 1

Личность – 1) это индивид с социально-значимыми качествами и чертами, которые выражаются в особенностях сознания и деятельности; 2) индивид, который входит в общественные отношения.

Сущностью индивида считаются социальные свойства, параметры:

  • взгляды;
  • способности;
  • убеждения;
  • ценности;
  • и т.д.

Т.е. личность является социальным качеством человека, а «индивид» — отдельным представителем биологического вида Homo Sapiens, например, новорожденный.

Личностью не рождаются, ею становятся.

Определение 2

Формирование личности – сложный процесс, где индивид формирует внутренний мир при коммуникации с другими людьми и выражает внутреннее «я», психические процессы.

По-мнению психологов, «ядром» личности является сфера мотивов и внутренние регулятивные механизмы.

К мотивам относят:

  • потребности;
  • интересы;
  • направленность.

К внутренним регулятивным мотивам относят:

  • самосознание;
  • самооценку;
  • самоуважение;
  • и т.д.

С точки зрения психологии управления важными характеристиками личности считаются:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • направленность личности.

От психических свойств зависят способности и неспособности человека к виду деятельности, к взаимодействию. Поэтому при подборе персонала нужно учитывать психические свойства, для уверенности в выполнении им работы.

Природа темперамента человека

Определение 3

Темперамент – 1) устойчивые индивидуальные особенности психики, которые сохраняются долгие годы или всю жизнь; 2) индивидуальные особенности, которые характеризуют скорость, ритм психических процессов, уровень устойчивости чувств.

Для того, чтобы определить к какому типу личностей кандидат относится, необходимо поговорить с ним. Предполагается, что темперамент напрямую зависит от врожденных физиологических особенностей человека от типа нервной системы. Поэтому темперамент считается устойчивым явлением. Но в течение жизни нервная система видоизменяется, зависит это от:

  • условий жизни;
  • воспитания;
  • пережитых болезней.

Поэтому и темперамент может видоизменяться.

Первая классификация видов темперамента была создана древнегреческим ученым Гиппократом. Этой структурой пользуются до сих пор и считают ее основной для понимания психологических особенностей. Классификация:

  1. сангвиник;
  2. холерик;
  3. флегматик;
  4. меланхолик.

Рассмотрим каждый из них.

Характеристика типов темперамента

  1. Характерные черты человека данного вида:
  • активность;
  • быстрое реагирование на изменения;
  • легкое переживание неудач.

Работник-сангвиник обладает:

  • энергией;
  • быстрой речью;
  • долго не устает.

Минусы такого работника:

  • не может быть сосредоточенным долгое время;
  • относительная невнимательность.
  1. Человек обладает следующими качествами:
  • порывистость;
  • страсть;
  • неуравновешенность;
  • склонность к эмоциональному переживанию;
  • склонность к резкой смене настроения.

Работник-холерик обладает:

  • высокой продуктивностью;
  • качеством самостоятельного преодоления трудностей;
  • качеством большого количества и громкого говорения.

Минусы:

  • чрезмерная поспешность;
  • склонность к нервным срывам.
  1. Человек обладает следующими качествами:
  • медлительность;
  • невозмутимость;
  • стабильность настроения;
  • скрытость душевного состояния.

Работник-флегматик обладает:

  • уравновешенностью;
  • вдумчивостью;
  • пунктуальностью;
  • кропотливостью;
  • качеством тщательной работы.

Недостатки:

  • медлительность;
  • инертность;
  • затруднения в «переключении» на другую деятельность.
  1. Человек обладает следующими качествами:
  • ранимость;
  • глубокое и искреннее переживание из-за мелочей;
  • скрытость душевного переживания;
  • тихий тембр голоса;
  • смущение.

Работник-меланхолик выполняет работу со стереотипными действиями.

Минусы:

  • не обладает качествами лидера;
  • критиковать необходимо наедине.

Рисунок 1 нарисован датским художником Х. Бидструпом, на котором отражены все виды темперамента. На картинке изображена одна ситуация: на скамейки сидит человек и к нему подсаживается прохожий определенного типа темперамента.

Рисунок 1. Относительное изображение типов темперамента

Четкое разграничение темперамента нет. Люди, обладающие одним и тем же типом, в зависимости от ситуации по-разному его проявляют. Также может демонстрироваться феноменом «маскировки темперамента», т.е. субъект намеренно «блокирует» врожденные качества, заменяя приобретенными привычками и навыками поведения. Например, руководитель-холерик, узнав об успехе, может стать сдержанным. Знание основных характеристик темперамента помогут существенно облегчить общение с людьми, а это способствует:

  • эффективному управлению работы;
  • предотвращению неудач;
  • предотвращению конфликтов.

Особенности характера человека

Характер считается важным компонентом личности.

Определение 4

Характер – комбинирование индивидуальных устойчивых психических особенностей субъекта, которое отвечает за обычный способ поведения и отношения к действительности. 

Характер и темперамент тесно взаимосвязаны. Темперамент оставляет отпечаток на характере. Их отличие: темперамент – это врожденная черта, а характер считается приобретенным явлением в ходе воспитания. Типы характера зависят от определенности.

Определение 5

Определенный характер – явление с одной или несколькими доминирующими чертами. Например, у Плюшкина из поэмы «Мертвые души» ярко проявлялась жадность, ей подчинялись другие черты характера.

Определение 6

Неопределенный характер – свойство, которое не имеет доминирующих черт, т.е. на первый план выходят разные качества, зависящие от ситуации.

Характеры можно описать только когда они цельные.

Определение 7

Цельные характеры – особенности, которые не содержат явных противоречий между целями и поведением, для них характерно единство мыслей и чувств. Например, Татьяна из романа «Евгений Онегин».

Противоположностью цельного характера является противоречивый, для которого типичен конфликт между:

  • целями и поведением;
  • мотивами;
  • мыслями;
  • чувствами;
  • желаниями;
  • стремлениями.

Противоречивым характером обладал Хлестаков из комедии «Ревизор»: его мечты были о блестящей карьере, но сам был бездельником и т.д.

Для работодателя человек с противоречивым характером может стать источником конфликтов, так как таким человеком трудно управлять.

Черты характера делятся на:

  • волевые;
  • моральные;
  • эмоциональные.

К волевым чертам характеру относят:

  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • решительность;
  • твердость;
  • упрямство;
  • храбрость;
  • трусость.

К моральным чертам характеру относят:

  • чуткость;
  • гуманность;
  • правдивость;
  • внимательность;
  • лживость;
  • коллективизм;
  • индивидуализм.

К эмоциональным чертам характера относят:

  • вспыльчивость;
  • нежность;
  • плаксивость;
  • обидчивость;
  • страстность.

Для успешной работы организации преимущество отдается моральным чертам. Их наличие у сотрудника говорят о его искренности, доброте, внимательности. А руководитель должен обладать волевыми чертами: решительностью, выдержкой и т.д.

Дополнительные качества человека

Экстраверты и интроверты являются характеристиками индивидуально-психологических различий лиц.

Определение 8

Экстраверты – люди, ориентированные на общество.

Экстравертами чаще всего бывают сангвиники и холерики. Им свойственно:

  • импульсивность;
  • инициативность;
  • гибкость поведения;
  • общительность.

Определение 9

Интроверты – люди, сосредоточенные на внутреннем мире.

Обычно, интровертами считаются меланхолики, флегматики. Им свойственно:

  • необщительность;
  • замкнутость;
  • социальная пассивность;
  • самоанализ.

Также для полной характеристики человека как личности необходимо знать о его способностях.

Определение 10

Способности – индивидуальные, психологические особенности, являющиеся субъективными условиями для успешной деятельности.

Они формируются в процессе взаимодействия с обществом. Стоит понимать, что способности – это:

  • знания;
  • умения;
  • быстрота овладения навыками;
  • прочность.

Способности состоят из нескольких компонентов, которые могут заменять недостающие. Например, человек, который не может быстро усвоить материал, заменяет это упорством. Ученые разработали много методик для развития определенных способностей. Так, например, существует методика по развитию музыкального слуха.

Вопрос о формировании способностей к определенному типу деятельности является наиболее актуальным в психологии управления. Многие ученые придерживаются того, что способности можно развить при помощи личной установки.

Определение 11

Установка – это психологическая предрасположенность индивида к конкретному поведению, которое ориентирует его деятельность.

Чтобы усовершенствовать способности, нужно сформировать у индивида установку. Но иногда самые сильные методики могут быть бессильными.

Следующим дополнительным компонентом является направленность личности.

Определение 12

Направленность личности – это психическое свойство личности, которое выражает цели и мотивы поведения.

Мотивы заставляют делать человека те поступки, которые необходимы для достижения целей. В них проявляются потребности личности, которые делятся на:

К материальным потребностям относят:

  • одежду;
  • продукты питания;
  • и т.д.

К духовным потребностям относят:

  • книги;
  • образование;
  • и т.д.

Потребности регулируют деятельность. В мозгу они превращаются в форму желаний, влечений, интересов. Предметное содержание потребностей зависит, например, от:

  • организма;
  • общества;
  • социальной группы;
  • и т.д.

Пример, приведенным физиологом Павловым И.П., если щенка кормить молочной продукцией, то у него не будет наблюдаться пищевая реакция. Она проявиться в момент, когда животное начнет есть мясо.

Потребности для человека – это мотивы, и они изменяются, могут как расширяться, так и сужаться. Когда мотивы осознаются лицом, то они превращаются в цели. Их совокупность раскрывает направленность личности. Например, психологическая характеристика личности студента: один студент хочет получить хорошие оценки за экзамены, чтобы не потерять стипендию, а другой ставит для себя в приоритете приобретение навыков профессии. Успехи в учебе могут быть одинаковыми, но цели разными.

Вывод

Мотивы характеризуют личность.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-upravlenija/harakteristika-i-sposobnosti-lichnosti/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все в порядке!
Тест как вы действуете в условиях конфликта

Закрыть