Какой структурный компонент является рациональной частью личности

Какой структурный компонент является рациональной частью личности по фрейду?

какой структурный компонент является рациональной частью личности

» Прочее »

Вопрос знатокам: какова структура психики, что собой представляют её основные элементы и как они взаимодействуют. фрейд

С уважением, Max Kudrin

Лучшие ответы

к психологу с этим мне эти вопросы ну скажем не то, чтобы не понятны немного скучны

. Фрейд считал, что в одном и том же человеке существует несколько независимых душевных группировок. Некоторыми группировками руководит сознание, а другими бессознательное. Психический элемент, например, какое-либо представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным.

То, что в данный момент сознательное, в следующее мгновение переходит в бессознательную сферу, но лёгким усилием воли вновь может быть возвращено обратно. Что значит сделать нечто сознательным? Это суметь некий образ, чувство или представление воплотить в словесную оболочку. Сознанию Фрейд дал имя «Я», бессознательному «Оно».

Но существует ещё и «Сверх Я». Вот как, с точки зрения Фрейда, выглядит структура человеческой психики. Сверх Я (дух) — это совесть, чувство вины, религиозное и социальное чувство, уважение к отцу, учителю. Я (сознание) – разум, рассудительность. Господствует над движениями.

“Я” вытесняет образы и представления в бессознательное и сопротивляется их возвращению в сознание. Оно (бессознательное) – в нём доминируют страсти, влечения и удовольствия.

Как уживаются на общей кухне Я, Сверх Я и Оно «Я» пытается подавить принцип удовольствия «Оно». Ночью отходит ко сну, но руководит цензурой сновидений. «Сверх Я» сформировалось в результате Эдипова комплекса. В мифологии, чтобы жениться на матери, Эдип убивает своего отца. Фрейд находит этот поступок вполне естественным.

Более того, он считает, что у каждого мужчины бессознательно существует ненависть к отцу и скрытая сексуальная любовь к матери. Почему? Потому что человек первоначально жил в первобытной группе, где главенствовал жестокий и ревнивый отец, приберегавший для себя всех самок и изгоняющий подрастающих сыновей. В один прекрасный день братья убили и съели отца.

Но все они понимали, что каждого из них может постигнуть та же участь, поэтому возникло два табу — запрет убийства внутри рода и запрет родственных связей. Стремление нарушить эти табу и необходимость их соблюдать и формирует «Эдипов комплекс» — бессознательное желание избавиться от отца и жениться на матери.

Как ребёнок, вынужденный слушаться своих родителей, сознание («Я») с одной стороны подчиняется категорическому императиву духа («Сверх Я»), а с другой пытается овладеть «Оно», в котором доминируют два вида влечений — сексуальное и влечение к смерти. Сексуальное включает в себя собственно половое влечение, его сублимации и инстинкт самосохранения.

Влечение к смерти — это стремление возвратить всё живое в безжизненное состояние. Отсюда вытекает инстинкт разрушения, стремление к конфликтам, войнам. Исходя из этих двух влечений человек во всём двойственен, амбивалентен. Ведь недаром любовь граничит с ненавистью, созидание с разрушением, а гениальность со злодейством.

ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

первое, что приходит в голову, что Фрейдовское понимание человеческой психики слишком сексуализированно, основная движущая сила это либидо, сексуальные потребности/энергия/инстинкты, даже фазы детского развития рассматриваются как психосексуальное становление. а Юнг рассматривал либидо как психическую энергию вообще, что-то вроде дальневосточного Чи.

затем Юнг считал, что человек рождается с «готовой личностью», он называл это целостным личностным эскизом, и — цитирую :»окружающая среда вовсе не дарует личности возможности ею стать, но лишь выявляет то, что в ней заложенно». что у Фрейда совершенно не просматривается. он утверждает, что личность как раз-таки и формируется, в детстве, эти знаменитые оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальные фазы.

Фрейд считается основоположником психоанализа, Юнг был его учеником, пока они не разошлись во мнениях на либидо, тогда Юнг и откололся, заложив начало аналитической психологии, или как он её сам называл — комплексной психологии. у них разные представления о подсознании и организации структуры психики. у Фрейда она состоит из Эго (Я) , Суперэго (сверх Я) и Ид (Оно) . у Юнга рассматривается через архетип.

последнее объяснить детально затрудняюсь: ) в наше время психоанализ и аналитическая психология имеют тенденцию слияния, всмысле приближаются друг ко другу в своих видоизменениях.

подчеркну — это мой личный взгляд: ) если действительно пишешь курсовую, лучше поройся в соответствующей литературе:)

В теории личного и колективного бессознательного. А восновном они похожи ведь Фрейд Юнга своими трудами и впечатлял

Ё! Моё! Нафига тебе это? ! В отличие от Фрейда, который придавал особое значение ранним годам жизни человека, как основы развития личности, Юнг рассматривал личность, как эволюцию на протяжении всей жизни. Попытка обретения самости, полная реализация своего»я», тоесть становление единого и неповторимого индивида.

фамилии разные, а суть одна

Фрейд положил начало психоанализу, а Юнг (последователь) пересмотрел его идеи, немного отошел от них, в результате чего имеет место быть — грубинная психология Юнга.. . А различий много!! ! Фрей положил начало, а затем пошло равлетвление теорий)))

собираешь информацию для кусовой?

не только секс.. ещё страх, голод

Два слова о четырех сторонах — во даешь! На каждую сторону по слову — уже четыре.

Может лучше сначала почитать, например, Бурбо? )

Основная мысль по фрейду, это та, что людей движет только секс!

простите, по карену одна сторона, которая есть истина.
ВЫ ЕСТЬ БЕСКОНЕЧНО ВЕЧНЫЙ ИДЕАЛ — СОВЕРШЕНСТВО.

Источник: https://dom-voprosov.ru/prochee/kakoj-strukturnyj-komponent-yavlyaetsya-ratsionalnoj-chastyu-lichnosti-po-frejdu

Компоненты психологической структуры личности человека в психологии: что входит

какой структурный компонент является рациональной частью личности

Личность – одна из базовых психологических категорий. Она изучается разными науками, в том числе социологией. Но только психология уделяет этой теме большое внимание. В этой науке данное понятие подразумевает социальную природу человека.

Множество разных личностей

В чем отличие термина «личность» от слова «индивид»? Прежде всего, в том, что ее формирование невозможно без взаимодействия с другими людьми. Это не означает, что биологическая природа человека игнорируется, она является важной составляющей.

Человек формируется на основе биологических особенностей, прошедших сквозь призму социальности. Понять сущность этого понятия возможно, только проанализировав характер общения. Человек рождается индивидом, а становится личностью в процессе взаимодействия с другими людьми.

Очень важным понятием в психологии является структура этого социального образования.

Что такое структура личности

Структура – это модель, детально описывающая особенности личности. Каждая из ее подструктур влияет на поведение человека, его мышление и способы интерпретации происходящих событий.

Авторитетная личность

В психологии выделяют гигантское количество моделей психологических структур, которые основаны на различных теориях о психике, параметрах и задачах.

Психологическая структура

Строение личности психологи не рассматривают в отрыве от фундаментальных знаний науки.

Психические свойства

Психология личности человека

Психические свойства – основа структуры личности в психологии. Сюда включают такие составляющие личности, как:

  1. Направленность. Это то, к чему лицо стремится и какие имеет цели. Сюда относятся его потребности, мотивы и интересы.
  2. Темперамент – биологически обусловленные особенности функционирования нервной системы. Он влияет на динамику психических процессов. На данный момент ученые различают такие критерии, по которым можно систематизировать типы темперамента: сензитивность (чувствительность), реактивность (степень эмоциональной реакции на определенные раздражители), резистентность – способность противостоять неблагоприятным условиям, пластичность/ригидность – способность/неспособность человека адаптироваться к изменениям в окружающем мире, экстравертированность, интровертированность и возбудимость.
  3. Характер. Обозначает способы поведения человека и его отношение к окружающему миру. Сюда входят индивидуальные характеристики, такие как ответственность, завистливость, бережливость, доброта и прочие.
  4. Способности. Это характеристика, влияющая на то, насколько хорошие перспективы в овладении каким-то видом деятельности человек имеет или сколько времени потратит на это. Талантливая личность схватывает на лету, а работник без способностей в этой области способен с большим количеством усилий добиться лишь средних результатов. В любом случае способности являются основным условием построения карьеры в любой организации или при создании собственной.

Важно! Каждая из этих характеристик, за исключением темперамента, способна меняться в течение жизни. Даже отсутствие способностей, которые являются частично врожденными, может быть компенсировано другими личностными особенностями. Так человек, достигший определенного уровня компетентности, обучается значительно быстрее полного новичка. То есть по мере развития навыка способности также улучшаются. Кроме этого, возможно использование умений из смежных областей.

Психические процессы

Процесс – это то, что происходит. Соответственно, психические процессы – это все, что происходит в человеческой психике. Выделение отдельных из них довольно условное, между ними наблюдается тесная взаимосвязь. Например, память тесно связана с мышлением, которое, в свою очередь, помогает запомнить информацию. Невозможно мыслить без способности запоминать.

Личность – продукт социума

В группу психических процессов входят:

  1. Ощущение. Способность отражать отдельные элементы окружающего мира: цвет, звуковой тон, громкость и прочее.
  2. Восприятие. Способность выбрать отдельные ощущения и составлять на их основе целостный образ. Сюда же можно отнести самосознание как способность человека воспринимать себя в разрезе общественных норм, ценностей и соотносить свои убеждения с чужими. Он может ощущать личную свободу или зависимость, уверенность в себе или боязливость и так далее.
  3. Внимание. Направленность восприятия на определенный объект.
  4. Мышление. Процесс, помогающий из нескольких аксиоматических компонентов составлять целостную логическую модель. Этот психический процесс очень важен в обучении и составлении методов проведения научных исследований. Как результат мышления образуется теория, которую можно выразить в виде схемы: какая предпосылка к какому мыслительному конструкту привела. Мышление является основным инструментом понимания – постижения структуры связей познаваемого объекта. Основные операции этого процесса – абстрагирование и конкретизация. Первое является выведением из частного общего, а второе – наоборот. Любая типология в учебниках по философии и психологии составляется на основе мышления.
  5. Воображение – способность человека строить образы, идеи и объекты, которые ранее не были ему знакомы. Сколько классных идей было изобретено, благодаря этому психическому процессу! Воображение является основой способности человека мечтать, например, представлять себя имеющим выше статус в обществе, настоящим профессионалом своего дела и строить план достижения этой цели.
  6. Психические состояния. Эту группу образовали эмоции, чувства, аффекты и стресс.
  7. Речь. Форма общения между людьми с помощью слов, предложений и других языковых конструкций.

Важно! Характерная особенность любых психических процессов – непрерывный быстропротекающий характер, тесно связанный с происходящими событиями.

Психические образования

Краткое определение психических образований говорит, что это специфические особенности личности, состоящие из социального опыта и влияющие на особенности ее поведения и способы интерпретации окружающей действительности.

Например, школьные уроки обществознания направлены на то, чтобы образовать у ребенка правильные ценности, убеждения, знания о правовых нормах. Если следовать им, будут сформированы модели поведения, которые помогут ему стать полноценным членом общества.

Они и являются психическими образованиями.

Чтобы стать личностью, нужно найти свою особенность

Социальная структура личности

Деградация личности человека — что это такое

Социальная структура личности – это социальные качества индивида, каковы сформировались в процессе развития отношений с обществом. Сюда входят такие компоненты:

  1. Содержимое памяти – знания, которые человек получил в течение жизни.
  2. Культурные особенности, характерные для общества, в котором рос и развивался человек: ценности, политические убеждения (правые или левые) и так далее.
  3. Деятельность – целенаправленное изменение среды или воздействие на любые объекты объективной действительности.

Личность не может существовать вне социума

Структура в основных психологических теориях

В психологии выделяют несколько подходов, каждый из которых рассматривает личность с разных сторон.

Теория Платонова

Факторы развития личности человека — что к ним относится

Эта концепция является одной из самых известных в отечественной психологии. Автор выделил четыре подструктуры личности:

  1. Направленность.
  2. Подструктура опыта. Сюда входят все знания, навыки, умения и привычки, которые человек приобрел в процессе жизнедеятельности.
  3. Особенности личности. Сюда входят темперамент, особенности памяти, эмоций, мышления, восприятия и других психических процессов.
  4. Биологические особенности: темперамент, акцентуации характера, способности и прочее.

Важно! Наличие определенных биологических особенностей не означает, что невозможно развиваться и вырабатывать положительные черты характера. Остальные подструктуры оказывают не меньшее влияние на формирование личности.

Структура личности по А.Н Леонтьеву

А. Леонтьев выделял следующие компоненты структуры личности:

  1. Связи индивида с миром;
  2. Мотивационная окраска связей с миром;
  3. Внутренние связи между мотивами личности.

Структура личности по Фрейду

Фрейд выделял следующие компоненты структуры личности:

  1. Супер-Эго. Социальные нормы и правила, предназначенные для контроля Эго.
  2. Ид. Примитивные инстинкты и желания, которые постоянно просятся наружу.
  3. Эго. Своеобразный посредник между двумя предыдущими компонентами.

Структура личности по Рубинштейну

Структура личности по Рубинштейну во многом напоминает модель, составленную Платоновым, и включает в себя:

  1. Направленность личности;
  2. Индивидуальные знания, умения и навыки;
  3. Индивидуальные особенности.

Структура личности по Юнгу

В структуру личности по Юнгу входят Я, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Таким образом, существует множество классификаций, описывающих структуру личности. Важно понимать, что это интегрированное образование, где каждый компонент влияет на остальные. Нельзя выделить более или менее важный из них.

Источник: https://srazu.pro/lichnost/struktura-lichnosti-cheloveka.html

Структура личности по Фрейду — buslib

какой структурный компонент является рациональной частью личности

Личность состоит из трех основных систем: Оно, Я и Сверх-Я.* Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других.

* В английских переводах с немецкого и англоязычной психоаналитической литературе используются термины ид, эго и супер-эго. – Прим.ред.

Оно (Ид)

Оно есть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируются Я и Сверх-Я. Оно включает все то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты.

Оно – резервуар психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем. Оно тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию.

Фрейд назвал Оно «истинной психической реальностью», поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности. (Обсуждение Оно см. в работе Schur, 1966).

Когда энергия нарастает, Оно не может этого выдерживать, что переживается как дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается – либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения – Оно действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Оно, называется принципом удовольствия.

Для того, чтобы выполнить свою задачу – избежать боли, получить удовольствие, – Оно располагает двумя процессами. Это рефлекторное действие и первичный процесс. Рефлекторные действия представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания; они обычно сразу снимают напряжение.

Организм снабжен рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться с относительно простыми формами возбуждения. Первичный процесс предполагает более сложную реакцию. Он пытается высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем энергия переместится. Например, первичный процесс даст голодному человеку ментальный образ пищи.

Галлюцинаторное переживание, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называется исполнение желания. Лучшим примером первичного процесса у здорового человека является сновидение, которое, по Фрейду, всегда представляет исполнение или попытку исполнения желания. Галлюцинации и видения психотиков – также примеры первичного процесса.

Ярко окрашено действием первичного процесса аутистическое мышление. Эти исполняющие желания ментальные образы являются единственной реальностью, известной Оно.

Очевидно, что сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение. Голодный не может съесть образ еды. Следовательно, развивается новый, вторичный психический процесс, и с его появлением начинает оформляться вторая система личности – Я.

Я (эго)

Я появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. Голодный человек должен искать, найти и съесть пищу прежде, чем будет снижено напряжение голода. Это означает, что человек должен научиться различать образ пищи, существующий в памяти, и наличное восприятие пищи, существующей во внешнем мире.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как побороть страх и неуверенность в себе

Когда эта дифференциация осуществлена, необходимо преобразовать образ в восприятие, что осуществляется как определение местонахождения пищи в среде. Иными словами, человек соотносит существующий в памяти образ пищи с видом или запахом пищи, приходящими через органы чувств.

Основное различие между Оно и Я заключается в том, что Оно знает только субъективною реальность, в то время как Я различает внутреннее и внешнее.

Говорят, что Я подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения.

Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения «обслуживается» именно принцип удовольствия.

Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта – то есть обладает ли он внешним существованием, – в то время как принцип удовольствия заинтересован лишь в том, приносит ли опыт страдание или наоборот.

Вторичный процесс – это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса Я формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке – как правило, некоторым действием, – чтобы выяснить, срабатывает ли он.

Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью.

Чтобы удовлетворительно играть свою роль, Я контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.

Я называют исполнительным органом личности, так как оно открывает двери действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти чрезвычайно важные исполнительские функции, Я вынуждено стараться интегрировать часто противоречивые команды, исходящие от Оно, Сверх-Я и внешнего мира. Это непростая задача, часто держащая Я в напряжении.

Однако следует иметь в виду, что Я – эта организованная часть Оно появляется для того, чтобы следовать целям Оно и не фрустрировать их и что вся его сила черпается из Оно. Я не обладает существованием, отдельным от Оно, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель – поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.

Сверх-Я (Супер-Эго)

Третья и последняя развивающаяся система личности – Сверх-Я. Это внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку.

Сверх-Я – это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

Сверх-Я как сопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей.

То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть – одну из подсистем Сверх-Я. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его идеальное Я – другую подсистему Сверх-Я. Механизм обоих процессов называется интроекция.

Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, идеальное Я награждает его, наполняя гордостью. С формированием Сверх-Я на место родительского контроля встает самоконтроль.

Основные функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам Оно, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) «уговорить» Я сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство.

Таким образом, Сверх-Я находится в оппозиции к Оно и к Я и пытается строить мир по своему образу. Однако Сверх-Я подобно Оно в своей иррациональности и подобно Я в стремлении контролировать инстинкты.

* В отличие от Я, Сверх-Я не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей: оно их постоянно блокирует. (Анализ Сверх-Я дан Turiell, 1967).

* Оригинальный термин Фрейда переводится как влечение, однако в переводах с английского традиционно используется калька «инстинкт», соответствующая принятому в англоязычной психоаналитической литературе.

В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что Оно, Я и Сверх-Я не следует рассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это не более, чем наименования для различных психических процессов, подчиняющихся системным принципам.

В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая команда под руководством Я. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное.

В очень общем смысле Оно может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Я – как психологическая составляющая, Сверх-Я – как социальная составляющая.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tohabiblio/the-team/klassiceskij-psihoanaliz-frejda/struktura-licnosti-po-frejdu

Структура человеческой личности по Фрейду

Социальная природа человека обуславливает его способность жить в обществе и быть его частью. Структура личности как таковая и совокупность индивидуальных особенностей личности конкретного человека обеспечивают ему возможность быть субъектом социокультурной жизни общества.

Психологи расходятся во взглядах и представлениях о содержании понятия «личность» и о структуре личности. Однако существует немало очень интересных теорий, позволяющих лучше понять социальную природу человека и особенности функционирования его психики.

Личность и ее свойства

Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода. Когда индивид начинает действовать как субъект социокультурной жизни общества, он становится личностью. Структура личности, ее черты, свойства и качества «нарастают» на данные при рождении особенности психики индивида.

Личность – совокупность устойчивых психологических свойств индивида, которые определяют его социально значимые поступки.

В содержание понятия «личность» включаются психологические свойства человека, однако, не все. Познавательные процессы и психические состояния рассматриваются как отдельные психологические явления.

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ:

  • Воля – способность осознанно управлять эмоциями и действиями.
  • Способности – различные свойства личности, необходимые для осуществления той или иной деятельности.
  • Мотивация – совокупность свойств, определяющих и объясняющих направленность поведения.
  • Темперамент – совокупность психофизиологических свойств, связанных с динамикой психических процессов.
  • Характер – совокупность стойких свойств, которые определяют особенности отношений человека и его поведение.

Понятие «личность» употребляется в быту, когда говорят о конкретном волевом, харизматичном, уважаемом людьми человеке.

Различные теории личности

Одним из наиболее спорных вопросов научной психологии является вопрос о структуре личности.

Для того чтобы разобраться во множестве различных теорий и определений структуры личности, а также упорядочить эти знания, принята классификация теорий личности по нескольким основаниям:

  • По способу определения причин человеческого поведения:
  1. психодинамические,
  2. социодинамические,
  3. интеракционистические,
  4. гуманистические.
  • По акценту на структуру или динамику свойств и качеств:
  1. структурные,
  2. динамические.
  • По диапазону возрастов, рассматриваемых в теории:
  1. дошкольного и школьного возраста,
  2. всех возрастных периодов.

Существуют и другие основания для классификации теорий личности. Такое многообразие вызвано отсутствием согласия во взглядах разных психологических течений и школ, которые порой не имеют никаких общих точек пересечения.

Наиболее интересные и известные теории личности:

  • психоаналитическая теория З. Фрейда;
  • теория черт личности Г. Олпорта и Р.Кеттела;
  • теория социальных ролей Э. Берна;
  • теория личности А. Маслоу;
  • теория личности Э. Эриксона.

З. Фрейд – выдающийся ученый, «отец» современной психологии, который перевернул представления людей о самих себе и собственном «Я». До него было принято считать, что психика человека это его самосознание и сознательная деятельность.

З. Фрейд ввел понятие «Бессознательное» и разработал структуру личности в виде трехкомпонентной динамической модели. Он сформулировал психодинамическую теорию, выделил этапы формирования личности и определил их как психосексуальные стадии развития.

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда

Основной акцент и фундамент теории З. Фрейда это его трактовка бессознательных психических процессов и инстинктов как движущих человеком вне его воли и сознания сил.

Естественные желания и потребности, вступая в конфронтацию с моралью и нравственностью, нормами поведения, принятыми в обществе, порождают психологические и психические проблемы.

Чтобы решить подобные проблемы, З. Фрейд стал проводить психологический анализ личностных качеств и особенностей поведения своих пациентов.

В психоанализе психолог помогает клиенту осознать подавляемые желания и инстинкты при помощи повторных переживаний травмирующих событий детства или недалекого прошлого, использует методы толкования сновидений и свободные ассоциации.

Структура личности по Фрейду включает три компонента:

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОНО, Id (ИД)

Этот компонент имеется у человека с рождения, так как включает инстинктивные, примитивные формы поведения. Бессознательное – источник психической энергии, основной, определяющий компонент личности. Ид толкает человека к немедленному удовлетворению желаний и потребностей, руководствуется принципом удовольствия.

Если инстинкты не удовлетворяются, возникает нервозность, тревожность, напряжение. Если человек удовлетворяет все свои потребности без учета норм и правил, принятых в обществе, его жизнедеятельность носит деструктивный характер. Социально неприемлемо действовать инстинктивно, не задумываясь о разумности и культуре своего поведения.

Два основных инстинкта человека по Фрейду: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Инстинкт жизни включает силы, побуждающие человека сохранить и продолжить жизнь, свой род. Общее название этих сил – Эрос.

Инстинкт смерти – группа сил проявления агрессии, жестокости, стремления к перекрещению жизни, уничтожению, смерти – Тонатос.

Главным, основным и сильнейшим З. Фрейд считал сексуальный инстинкт. Мощная сила сексуальных инстинктов – Либидо. Энергия либидо движет человеком и находит разрядку в сексе.

Эти инстинкты не осознаются, но управляют поведением индивида.

  • СВЕРХСОЗНАНИЕ ИЛИ СВЕРХ-Я, SUPER-EGO (СУПЕР-ЭГО)

Сверхсознание – это мораль, система норм и ценностей нравственности, этические принципы, которые были привиты в процессе воспитания и самовоспитания, в ходе социализации и адаптации в обществе. Сверх-Я приобретается, формируется, начинает проявляться с трехлетнего возраста, когда ребенок учится понимать что такое «Я», а также что такое «хорошо» и «плохо».

Сверхсознание – морально-этическая сила. Она включает совесть как способность воспринимать критически свои мысли и поступки и эго-идеал как правила хорошего поведения, ограничения, стандарты должного.

Родительские наставления и контроль, перерастая в самоконтроль, становятся идеалистическими представлениями о том «как должно быть». Голос родителя/учителя/наставника, который ребенок слышал в детстве, «трансформируется» в собственный внутренний голос, когда человек вырастает.

Сверх-Я стимулирует человека быть совестливым, честным, искренним, стремиться к духовным ценностям, развитию, самореализации, испытывать вину и стыд за недостойное поведение.

  • СОЗНАНИЕ ИЛИ Я, EGO (ЭГО)

Структура личности по Фрейду предполагает, что Эго человека это часть личности, ответственная за принятие решений. Сознательное Эго ищет компромисс между требованиями Оно и ограничениями Сверх-Я, которые нередко выступают как противодействующие силы.

Сознание обеспечивает безопасность и сохранность жизни, принимая решение удовлетворить инстинкты в социально приемлемой форме. Именно Сознание воспринимает, ощущает, запоминает, воображает, рассуждает. Оно задействует силу воли и разум, стремясь понять как и когда лучше и целесообразнее удовлетворить желание.

Эго руководствуется принципом реальности. Способы защиты Эго как от чрезмерного влияния Бессознательного, так и от Сверх-Я называются защитными механизмами психики. Они призваны сдерживать импульсы Бессознательного и давление со стороны Сверхсознания.

Защитные механизмы оберегают Эго от психологических травм, чрезмерного переживания, тревог, страхов и иных негативных явлений.

З. Фрейд выделил такие защитные механизмы:

  1. Вытеснение – переход травмирующих воспоминаний в сферу Бессознательного.
  2. Проекция – приписывание неприемлемых качеств, мыслей и чувств другим людям.
  3. Рационализация – попытка рационально объяснить и оправдать нежелательные поступки, мысли или поведение.
  4. Регрессия – возврат к детским моделям поведения.
  5. Сублимация – трансформация сексуального инстинкта в социально приемлемое поведение, чаще – творчество.
  6. Отрицание – неспособность признать очевидное, упорное отстаивание своей неправоты.
  7. Изоляция – вытеснение сильных эмоций, имевших место в травмирующей ситуации (ситуация осознается, но просто как факт).
  8. Идентификация – процесс чрезмерного вживания в роль или травмирующую ситуацию, приписывание себе несуществующих качеств.
  9. Замещение – бессознательная замена травмирующей ситуации или действия другими реальными или вымышленными событиями.
  10. Компенсация и гиперкомпенсация – стремление сделать недостатки незаметными за счет развития достоинств.

Человек с сильным, развитым Эго удачно сохраняет баланс между Оно и Сверх-Я, эффективно разрешает внутренние конфликты. Слабое Эго либо безвольное, слишком подверженное влиянию движущих сил, либо ригидное, слишком неуступчивое.

И в первом случае, и во втором происходит разбалансировка структуры личности, нарушается гармония, психологическое благополучие оказывается под угрозой.

Правильная структура личности по Фрейду предполагает баланс всех ее компонентов, гармонию между Эго, Оно и Сверх-Я.

Источник: https://HeadLife.ru/struktura-lichnosti/

Психоаналитическая теория Фрейда

:
Три структурных компонента личности.

Стадии психосексуального развития
Критика психоаналитическая теория Фрейда
Постфрейдисты

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) создал чрезвычайно глубокую психологическую теорию человеческого поведения, которая хотя и не соответствовала господствовавшим в психологии того времени идеям, однако оказала глубокое влияние на ее развитие на начальном этапе (хотя бы потому, что оппоненты Фрейда создали альтернативные теории).

В основе этой теории лежит предположение о том, что движущей силой человеческой личности является психическая энергия, которая постепенно накапливается и должна высвобождаться в форме соответствующих действий (например, если побудительным мотивом является голод, то подходящим для высвобождения энергии действием является прием пищи).

Согласно принципу удовольствия человек совершает попытку достичь разрядки как можно скорее, однако благодаря принципу реальности эта разрядка может произойти только в социально приемлемой форме (например, раздраженный служащий испытывает желание ударить своего начальника, но этот порыв может быть направлен в другое русло, и он сорвет злость на собственном подчиненном; хотя такое поведение достойно порицания, оно предпочтительнее с точки зрения выживания в условиях социума).  Психическая энергия движет тремя началами.

Три структурных компонента личности

Ид (Оно) — это совокупность инстинктивных побуждений, имеющихся у ребенка в самом начале жизни. Оно способно на некоторые элементарные мысли и может ставить желательные для себя цели (первичные процессы мышления), но, как можно ожидать, его потребности сводятся к самым примитивным. Чтобы человек мог более или менее бесконфликтно взаимодействовать с миром в своей повседневной жизни, у него развивается эго (Я).

Эго (Я) — этот компонент личности приблизительно соответствует рациональному мышлению (вторичные процессы мышления), выбирает подходящие цели и пытается примирить ид и суперэго (сверх-Я).

Суперэго (сверх-Я) —  развивается в конце детства, являясь совокупностью идеалов (часто чрезмерно строгих) и фактически действуя как «внутренние родители», которые следят за соблюдением нравственных норм. Если эго ощущает угрозу со стороны ид или суперэго, то вступают в действие различные защитные механизмы.

Одним из примеров является знаменитое вытеснение, посредством которого неприемлемые мысли блокируются в сфере бессознательного. В самых крайних случаях это может привести к нарушениям в работе органов чувств, обусловленным психологическими причинами. Например, при истерической глухоте больной буквально ничего не слышит.

Его уши и связанные со слухом физиологические механизмы функционируют нормально, но все поступающие извне звуки не достигают органа слуха.

Стадии психосексуального развития

Фрейд утверждал, что ид, эго и супер-эго формируются в процессе прохождения через несколько стадий психосексуального развития. На каждой стадии чувственное (и не обязательно исключительно сексуальное) удовлетворение связано с определенной областью тела, или эрогенной зоной.

На оральной стадии (от рождения до 1 года) младенец получает чувственное удовлетворение в основном через область рта. За этой стадией следует анальная стадия (от 1 до 3 лет), когда удовлетворение достигается главным образом при удержании и выталкивании фекалий.

На фаллической стадии (от 3 до 5 лет) мальчик, по мнению Фрейда, осознает, что у него есть пенис, и испытывает физическое влечение к своей матери (эдипов комплекс). Однако он боится, что отец накажет его за это желание, лишив пениса. Поэтому влечение к матери подавляется, и мальчик начинает сближаться с отцом.

Девочка на этой стадии выясняет, что у нее нет пениса, но ей хочется его иметь (зависть к обладателям пениса). Ей кажется, что когда- то он у нее был, но ее лишили пениса в качестве наказания. Она считает, что в этом виновата ее  мать, поэтому идентификация с матерью ослабевает и возрастает привязанность к отцу.

За этими богатыми событиями стадиями следует латентный период (от 5 лет до подросткового возраста), когда энергия направляется на развитие интеллектуальных и социальных навыков, не связанных с сексуальной сферой. На генитальной стадии (начиная с подросткового возраста) человек стремится получить «зрелое» сексуальное удовлетворение с постоянным партнером противоположного пола.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Фобия когда боишься пауков

В случае «неправильного» развития на стадиях, предшествовавших генитальной, в сексуальном поведении взрослого человека могут появиться отклонения. Например, если в детстве не был разрешен эдипов комплекс, то мужчина может ощущать сексуальное влечение к партнершам, напоминающим его мать. «Неправильное» развитие влияет не только на выбор партнера.

Например, если на оральной стадии младенец кусает материнскую грудь, то впоследствии у него может развиться «едкое» и саркастическое чувство юмора.

Точно так же у ребенка, который на анальной стадии получал удовольствие от задержки, а не от выталкивания фекалий, впоследствии формируется личность анально-удерживающего типа, для которой характерны скупость и чрезмерное внимание к мелочам.

Критика психоаналитическая теория Фрейда

Здесь приведено чрезвычайно упрощенное толкование очень глубокой теории, оказавшей влияние на многих исследователей в области психологии, а также на художников, литераторов и др. Теория Фрейда подвергалась резкой критике в числе прочего за то, что ее невозможно проверить экспериментально. В связи с этим встает важный для исследователей вопрос, а именно вопрос о фальсифицируемости теории.

Он был впервые поставлен в работе Карла Поппера, философа, которого особенно интересовала методология науки. Он считал, что правильность теории может быть доказана только тогда, когда существует принципиальная возможность ее опровержения — это свойство научных теорий и называется фальсифицируемостью. Поясним его на примере.

Рассмотрим теорию, согласно которой Вселенная самопроизвольно возникла 3 секунды назад и исчезнет еще через 3 секунды. Правильность этой теории недоказуема  —  вы можете утверждать, что помните события, происходившие более 3 секунд назад, или указывать на исторические памятники древних времен, однако все эти доводы несостоятельны, поскольку приведенные вами факты могли появиться в ходе спонтанного процесса сотворения мира.

Точно так же, если вы посмотрите на часы и через 4 секунды многозначительно заявите, что мир все еще существует, то вам все равно не удастся опровергнуть теорию — ведь мир мог быть только что сотворен, а вместе с ним и ваши воспоминания о том, как вы смотрели на часы в течение 4 секунд. Короче говоря, эту теорию невозможно опровергнуть.

Однако по тем же причинам ее невозможно и подтвердить — дело в том, что она не допускает экспериментальной проверки. Однако представьте себе, что некто разработал (вполне правдоподобную) теорию, согласно которой стаканы, брошенные с крыши небоскреба на землю, разобьются.

Эту теорию можно легко опровергнуть — если сбросить с крыши множество стаканов (экспериментальная выборка) и значительная их часть не разобьется, то это означает, что теория неверна. Рассуждая таким же образом, можно заключить, что если все или большинство стаканов разобьются, то справедливость теории будет доказана. Короче говоря, если нельзя убедиться в том, что противоречащие данной теории эффекты невозможны, то ее правильность недоказуема.

С точки зрения приведенных рассуждений теория Фрейда недоказуема. Утверждения о том, что ранние детские переживания оказывают мощное влияние на развитие личности человека, трудно проверить просто потому, что отсутствуют научные сведения о том, каковы были эти переживания на самом деле.

Поэтому психотерапевты фрейдистского направления помогают своим пациентам исследовать свое прошлое, подробно расспрашивая их, а также используя разнообразные методики психологического тренинга, предназначенные для высвобождения скрытых чувств. Утверждают, что, хотя человек может их не осознавать, они таятся в подсознании и могут проявляться только в случайных оговорках (фрейдовские оговорки) или в сновидениях, которые подвергают интерпретации с целью выявления их символического смысла.

Например, считают, что некоторые реальные мысли (которые могут представлять слишком большую угрозу для психики пациента) не осознаются и в сновидениях предстают в символической форме. Так, например, Фрейд думал, что одному пациенту часто снился жираф из-за того, что тот боялся лишиться своего пениса. Однако эти доводы не поддаются проверке.

В случае с жирафом у пациента действительно мог быть комплекс кастрации, но с таким же успехом это мог быть просто сон о жирафе (как признавал сам Фрейд, иногда сигара — это просто сигара). Не существует эмпирического способа, позволяющего доказать правильность или ошибочность предложенной психотерапевтом интерпретации.

Возьмем другой пример: предположим, что мужчина ищет сексуальных партнерш, похожих на его мать, — связано ли это с тем, что у него не разрешен эдипов комплекс? Если расспросить этого мужчину о его отношениях с матерью, то, возможно, что он признается в подобных чувствах.

Но что, если он будет их отрицать? Согласно теории Фрейда, этот мужчина отрицает свои чувства, но «в глубине души» он знает об их существовании — однако это беспокоит его, поэтому вступает в действие защитный механизм отрицания. Короче говоря, согласен или не согласен пациент с предложенной интерпретацией, психоаналитик всегда оказывается прав. По той же причине теория Фрейда нефальсифицируема. Это не значит (как ошибочно утверждали некоторые критики), что теория Фрейда неверна — просто ее справедливость невозможно доказать. Хотя это звучит как богохульство, можно сказать, что подтверждение этой теории сродни доказательству истинности религии. Невозможно рационально доказать существование Бога — религиозность человека целиком зависит от его веры.

К вышеупомянутым критическим замечаниям следует также добавить, что теория Фрейда была сексистской. Например, из нее следует, что женщины «от природы» являются более слабыми личностями.

Кроме того, некоторые пациентки Фрейда рассказывали, что в детстве они подвергались сексуальным посягательствам со стороны родственников.

Фрейд обычно считал эти рассказы фантазиями, однако, судя по современным данным о частоте сексуальных посягательств на детей, ему следовало относиться к этим жалобам серьезнее.

Постфрейдисты

Некоторые из учеников Фрейда, в дальнейшем ставших психоаналитиками, не соглашались с отдельными положениями его теории, не отвергая ее целиком. Постфрейдисты на основе фрейдовского подхода разработали новые версии теории, в которых были отражены совершенно иные взгляды на формирование личности. Интересно отметить, что Фрейд плохо переносил критику.

Если его последователи в дальнейшем начинали критиковать его теорию, он подвергал их остракизму и (буквально) никогда больше с ними не переписывался и не разговаривал.

Он, например, с поразительным равнодушием и бессердечием отнесся к известию о смерти психоаналитика Альфреда Адлера (разработавшего знаменитую концепцию комплекса неполноценности), который не соглашался с некоторыми аспектами теории Фрейда. Собственную жизнь Фрейда вряд ли можно назвать образцом безупречного поведения.

Например, у него обычно возникали любопытные провалы в памяти, когда речь заходила о написанных им в молодости статьях о свойствах кокаина (в то время кокаин считался полезным медицинским препаратом, и Фрейд применял его в своей лечебной практике, считая чуть ли не панацеей, пока у одного из его пациентов не развился острый психоз на почве приема кокаина).

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/psihoanaliticheskaya-teoriya-freida.html

Психологические теории личности (стр. 3 из 4)

Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются еще большей пестротой, чем отечественных. Л. Хьелл и Д. Зиглер в своей известной монографии выделяют, по меньшей мере, девять направлений в теории личности [15]. Отмечается также принципиальная несхожесть этих концепций [там же]. В данной работе мы рассмотрим четыре из них.

2.1 Психоаналитическая теория З.Фрейда

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека.

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.

Фрейд выделял три уровня сознания — сознание, предсознательное и бессознательное — с целью описания степени доступности психических процессов осознавания. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности).

В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: ид, эго и суперэго [14]. Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу эго решает при помощи вторичных процессов представления.

Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур — совести и эго-идеала.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основные параметра: источник, цель, объект и стимул.

Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости.

В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера.

Так, взрослые с фиксацией на анально-удерживающей стадии становятся негибкими, скучными и непреодолимо аккуратными.

Фрейд выделял три типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал, что тревога играет роль сигнала, предупреждающего эго о надвигающейся опасности, исходящей от инстинктивных импульсов. В ответ эго использует ряд защитных механизмов, включая вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивное образование, регрессию, сублимацию и отрицание.

Защитные механизмы действуют неосознанно и искажают восприятие реальности индивидуумом [14,15].

Предпринимались попытки установить валидность некоторых концепций психоанализа. Наиболее характерные исследования фокусировались на экспериментальной оценке вытеснения и подпороговой психодинамической активации неосознаваемого конфликта, а также на их влиянии, на патологическое поведение. Эти исследования предоставили эмпирическую поддержку определенных ключевых психоаналитических гипотез. Однако в отношении результатов каждого исследования следует проявлять осторожность и критичность.

2.2 Личность в гуманистической теории

Находясь под влиянием экзистенциальной философии, гуманистическая психология в качестве своих основных принципов выдвигает трактовку личности как единого целого, несообразность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, и делает акцент на изучение психического здоровья.

Будучи основным направлением гуманистической психологии, теория Абрахама Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей [14].

Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Вот иерархия потребностей по Маслоу в порядке их доминирования или необходимости: 1) физиологические; 2) безопасность и защита; 3) принадлежность и любовь; 4) самоуважение; 5) самоактуализация.

Гуманистическая природа теории личности Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потенциала.

Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, тогда как мотивация роста (также называемая метамотивацией) нацелена на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний.

Маслоу перечислил несколько метапотребностей (например, истина, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей, и выдвинул теорию, что эти потребности биологически заложены в людях так же, как и дефицитарные потребности. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии.

Апатия, цинизм и отчуждение — вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.

К. Роджерс, являясь представителем гуманистической психологии, утверждает, что у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии [15].

«Реальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»; «Идеальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее, существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.

При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности — субцепции, по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы.

Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостность личности — основное качество «полностью функционирующей личности». Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

2.3 Когнитивная теория личности

Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока) [15]:

1. Блок «ядерных» конструктов — это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.

2. Блок периферических конструктов — это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:

1) имеет лучшее психическое здоровье;

2) лучше справляется со стрессом;

3) имеет более высокий уровень самооценки;

4 адаптивна к новым ситуациям.

Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

Источник: https://mirznanii.com/a/198984-3/psikhologicheskie-teorii-lichnosti-3

Теория личности по Фрейду

  • Что такое психоанализ.
  • Основные концепции.
  • Структура личности.

Данная статья не претендует на исчерпывающее изложение темы и предназначена для студентов, изучающих психологию в рамках переквалификации, на базе первичного высшего образования, а также для тех, кто только интересуется идеями психоанализа.

Психоанализ — направление в психологии, включающее психологическую концепцию личности человека и систему методов по лечению расстройств психики, был разработан на рубеже 19 и 20 веков австрийским ученым — неврологом Зигмундом Фрейдом (основная статья — Зигмунд Фрейд и рождение психоанализа).

*В настоящее время система методов психоанализа значительно расширена усилиями многочисленных ученых — последователей теории Фрейда, например такими, как Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, а также, так называемыми неофрейдистами — Эрик Фромм, Гарри Салливан и др.

Различные методы и системы, основанные на теории психоанализа, в наше время широко используются в психологическом консультировании и психотерапии.

На сегодняшний день психоанализ, или его элементы, использует большинство психологических школ. Несмотря на то, что их идеи о структуре личности могут существенно отличаться, все они, так или иначе, используют в качестве базовых, концепции, разработанные Фрейдом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Фобии и как с ними бороться

Основные концепции психоанализа

Вот несколько фундаментальных идей психоанализа, в той или иной мере, присущих большинству психоаналитических методов.

— Поведение человека, состояние его психики (сознания) в значительной степени зависят от внутренних бессознательных мотивов, которые определяются ЛИБИДО или сексуальным влечением (в процессе развития это положение было неоднократно скорректировано или оспорено последователями Фрейда).

— Основная причина психологических проблем личности (невротическое поведение, депрессии, тревожность, комплексы) — неизбежный конфликт между бессознательными импульсами (желаниями) и сознательной частью личности.

— Существенного ослабления этого конфликта, можно добиться через осознание личностью травмирующих воспоминаний, вызывающих конфликт, путем высвобождения этого материала из сферы бессознательного и последующей работы с ним при посредстве психоаналитика (проживание, анализ, принятие травмирующего материала).

— Психика человека обладает защитными механизмами, препятствующими осознанию содержимого бессознательного (основная статья — Психологические защиты личности).

Структура личности (психики) по Фрейду

Согласно теории Зигмунда Фрейда, существует три различных уровня сознания человека.

1. СОЗНАНИЕ. Это часть нашего сознания, которая осознается нами, в каждый момент времени. Здесь находятся наши мысли, идеи, концепции, ощущаются и осознаются эмоции, сопровождающие мыслительный процесс, здесь, через мысли и ощущения интегрируется рациональный опыт познания мира (восприятие информации при помощи органов чувств). Сознание — единственная часть нашей психики (и по Фрейду весьма незначительная), которая подлежит реальному осознанию и оценке.

2. ПРЕДСОЗНАНИЕ (подсознательное). Говоря компьютерным языком, это часть психики представляет из себя некое подобие оперативной памяти. Эта часть не осознается нами в каждый момент времени (и это было бы нерационально), однако, при необходимости, мы всегда имеем доступ к его содержимому. Здесь содержатся наши воспоминания, наши знания, в общем и целом, это наша память.

3. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Это недоступная для обнаружения и рационального осознания часть нашей психики. Здесь находится материал, по тем или иным причинам вытесненный из сознания и предсознания.
Это страхи, неприемлемые устремления (сексуальные и агрессивные), вытесненный опыт (чаще всего травматический), иррациональные устремления.

В общем, СОЗНАНИЕ, ПРЕДСОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ представляет из себя некую виртуальную информационную среду, которая, хоть и является неотъемлемой частью нашей личности, доступна для нее в разной степени.

Сама личность, включающая в себя все три уровня сознания (психики), структурно состоит из следующих частей — ИД (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я).

ИД (ОНО) это изначальная (базовая) часть психики с которой рождается каждое человеческое существо, это врожденная, а не приобретенная в результате развития, часть личности. Именно оно отвечает за выживание в реальном мире, отвечает за обеспечение наших базовых потребностей, посредством эмоциональных импульсов заставляя нас ХОТЕТЬ реализовать эти потребности.

По Фрейду, ИД руководствуется принципом максимального удовольствия (наслаждения), и по природе своей несет в себе принцип Абсолютного Эгоизма и удовлетворения потребности.
Метафорически, для ИД единственное реальное благо — это удовлетворение потребностей, причем немедленно и любой ценой. Так младенец, структура личности которого еще не сформировалось, руководствуется именно этим принципом.

В психоанализе Фрейда считается, что эта часть психики находится полностью в бессознательном.

ЭГО (Я). Фрейд считал, что эта часть личности развивается в первые три года жизни младенца.                   Причина развития — необходимость во взаимодействии с внешним миром, развивается ЭГО, руководствуясь рациональным принципом реальности.

Что это означает? Это значит, что ребенок начинает понимать, что немедленное и безусловное удовлетворение желаний ИД сопряжено с известными трудностями, и их исполнение приходится увязывать с некоторыми реалиями окружающего мира. Эти реалии — наличие других людей, у каждого из которых, также, есть свои желания и потребности.

На основе опыта, происходит осознание того, что безусловное эгоистичное поведение (того что требует ИД) может принести определенные проблемы и отсрочку получения желаемого. Так происходит постепенное формирование стратегий поведения, с учетом внешних обстоятельств. С точки зрения теории Фрейда, эта часть психики находится и в сознании, и в предсознании, и в бессознательном.

СУПЕР ЭГО. Согласно Фрейду, эта часть сознания формируется примерно к 5 годам и содержит нравственные принципы (этика), которые формируются в сознании, благодаря влиянию родителей, других людей, а также описанных ранее естественных внешних обстоятельств жизни ребенка.

Именно эта часть личности ответственна за формирование оценок плохо — хорошо, приемлемо-неприемлемо, а в дальнейшем, за формирование базовых идей о том, каким является окружающий нас мир и какое в нем место занимает сама личность. Фрейд разделял эту часть личности на две оставляющие — СОВЕСТЬ и Я — ИДЕАЛ.

СУПЕР ЭГО, как и ЭГО находится во всех трех «стихиях», в сознании, в предсознании и в бессознательном.

По мнению Фрейда, показателем психологически здоровой личности, является эффективный контроль ЭГО над Супер Эго и Ид. Принимая такую позицию, можно сделать вывод о том, что Эго, должно быть «сильнее» других частей личности. По сути, исходя из логики структуры личности, роль Эго сводится к рациональной деятельности по достижению компромисса между Ид и Супер Эго.

Тем не менее, следует понимать, что роль Я, в любом случае, сводится к удовлетворению ИД максимально быстрым и при этом, максимально безопасным для личности способом.
Найти идеальный компромисс между ИД и СУПЕР ЭГО, в реальных обстоятельствах жизни в социуме практически невозможно.

Учитывая данный тезис, можно сделать вывод, что полностью устранить психологические напряжения в психике человека нельзя.

В случае, если в человеке доминантным является Супер Эго, то мы имеем в итоге, пуританина, неукоснительно следующего моральным принципам и (или) высоким идеям, которые стоят во главе угла и подавленные устремления Ид, постоянно стремящиеся выйти наружу.

Если же доминантным является Ид, то данная личность, будет постоянно стремится к наслаждению, невзирая на других людей и общественные установки. Идеальным выражением такой ситуации, будет психопатическая личность с диссоциальным расстройством личности.

Продолжение, следующая часть темы — ПСИХОАНАЛИЗ, КАК МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ.

Источник: http://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/articles/freud-personality-theory/

Психодинамическая теория (психоанализ) З. Фрейда

Пожалуй, не одна из теорий личности не была так широко известна, как психодинамическая теория (психоанализ), которая вышла далеко за пределы психологической науки и повлияла не только на развитие психологии, но и социологии, медицины, культуры, искусства 20 века. Её основоположником был австрийский учёный, психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939).

Главным источником развития личности Фрейд считал врождённые биологические факторы (инстинкты), которые порождают энергию либидо (влечение, желание). Она является энергией жизненных поступков человека и находит разрядку в сексуальном поведении.

По мнению учёного, между инстинктами и влечениями с одной стороны и между сознанием и морально-этическими нормами с другой, происходит сложное динамическое взаимодействие. Регулируется это взаимодействие поведением человека. Причём, главную роль в этом играет бессознательное.

Такое объяснение послужило появлению целого направления в теории личности как психодинамического (психоанализ).

Структурная модель личности по Фрейду

Фрейд считал, что зрелая личность состоит из трёх начал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-эго (Сверх-Я).

Ид (Оно) представляет собой примитивные, врождённые и инстинктивные аспекты личности, оно функционирует в бессознательном и связано с биологическими побуждениями (сон, еда, дефекация и т.д.), наполняя поведение человека энергией. Ид содержит страсти, и как биологическое начало оно иррационально и аморально.

Подчиняется Ид принципу удовольствия и сохраняет центральное положение для индивида в течение всей жизни. Согласно Фрейду, Ид (Оно) – это нечто тёмное, биологическое, не регулируемое ни законами, ни правилами.

Это исходная структура психики, которая даёт разрядку психической энергии, но происходит это в импульсивной и иррациональной форме.

Эго (Я) – это совокупность осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, ответственных за принятие решений.

Эго удовлетворяет желания Ид в той мере, какой позволяют реальные обстоятельства и ориентируется на ограничения, налагаемые внешним миром.

То есть, какими бы желания не были, необходимо учитывать реальность, терпеть отсрочку своих потребностей, пока не создадутся приемлемые условия. Выход либидозной энергии тормозится или направляется в другое русло, приемлемое для данной ситуации.

Супер-эго (Сверх-Я) – это носитель моральных норм, критик и цензор всех желаний человека. Супер-эго формируется под воздействием общества на сознание и подсознание человека, принятием им ценностей и норм общественной морали. Главным источником формирования Супер-эго являются родители, близкие, учителя и воспитатели, те люди, с которыми человек вступает в длительные отношения на протяжении всей жизни

Как взаимодействуют Ид, Эго и Супер-эго?

Родившись, ребёнок имеет только Ид (Оно) и живёт по принципу удовольствий. Когда он сталкивается с запретами со стороны родителей и окружающих его людей, он развивается как личность и появляются Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я). Следовательно под давлением общества, в котором он живёт, у него антагонистические отношения с ним, но без этого давления невозможен и личностный рост.

По мнению Фрейда, Ид требует удовлетворения инстинктов, бессознательно направляет психическую энергию, чтобы урегулировать психические процессы и состояния человека. Неосознаваемые влечения, которые посылает Ид, находятся в постоянном конфликте с Супер-эго, т.е. с нравственными нормами. Постоянные противоречия между ними разрешает Эго (Я). Эго примиряет обе стороны так, чтобы влечения Ид были удовлетворены, но не нарушались нравственные нормы.

Фрейдовская модель личности (Ид, Эго, Супер-эго) разделена на три зоны: бессознательное, предсознательное и сознание. Сознание – это вершина, предсознательное и бессознательное – это «подводная» часть. Ид полностью находится в бессознательном и недоступно сознанию. Супер-эго формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми и обществом.

предсознательного может быть осознано человеком, но требует усилий. Механизмом формирования Супер-эго у ребёнка является идентификация с близким взрослым по полу, черты и качества которого становятся содержанием Супер-эго. Становление психики и Супер-эго у детей проходит через преодоление Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек.

Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек

По греческой мифологии, царь Эдип убил отца и женился на своей матери, не зная, что она его мать. Фрейд считал, что в Эдиповом комплексе скрывается суть постоянно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу.

То есть, мальчик испытывает влечение к матери, а отца считает соперником – это вызывает и восхищение, и страх, и ненависть у ребёнка. Он желает походить на отца, но при этом и хочет его смерти, боясь кастрации за влечение к матери.

Преодоление Эдипова комплекса у мальчиков проходит в возрасте 5-6 лет. В это время у них формируется Супер-Эго.

Комплекс Электры у девочек связан с тягой к отцу и неприязнью к матери, развивается в возрасте 5-6 лет.

Появление этого комплекса также связано с греческой мифологией и отображено в поведении Электры, которая уговаривает своего брата Ореста убить мать и её любовника, тем самым отомстить за смерть отца. Первая любовь у девочек появляется к матери.

Но впоследствии она видит физическую разницу в структуре тела, у неё нет пениса, как у отца и брата, развивается зависть, что является психическим аналогом страха кастрации для мальчиков.

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).

Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.

Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты.

Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др.

По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты

Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания.

Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты.

У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.

Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.

Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.

Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично

Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.

Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.

Мнение

Вначале, как положено, о хорошем. Безусловно, заслуги З. Фрейда в области психотерапии и психологии велики. Он первым создал развёрнутую теорию развития личности, создал оригинальный метод лечения невротических расстройств, на основе самоанализа разработал систему клинических наблюдений, обосновал и ввёл в практику свою методику исследования психических процессов, которые невозможно было изучить в то время другими способами. Открыл то, что находится за пределами нашего сознания. Но!

Не все исследования Фрейда получили научное признание, хотя его идеи нашли своё воплощение в практике и привлекли внимание многих учёных. Но как отнестись к стадиям развития личности (оральная, анальная, фаллическая и др.

)? Как отнестись к Эдипову комплексу и Электры? Так и хочется задать вопрос Великому Сигизмунду Шломо Фрейду: «Вы это серьёзно?» Получается, что без сексуального влечения, даже у детей, никакого личностного развития? Ой ли? Может поэтому лечение ребёнка не дало результата и врач работал только со взрослыми? А может во всём виновато биполярное расстройство учёного?

Источник: https://sherbakova.com/psihoanaliz-frejda/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все в порядке!
Как проверить себя на шизофрению

Закрыть