Что такое эмоциональная сфера

2. Эмоции определение, феноменология, измерение. Что такое эмоциональная сфера ребенка?

что такое эмоциональная сфера
Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональную сферу ребенка

Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя (в порядке возрастания биологической и социальной значимости) эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности, чувства

Возрастные особенности психики старого человека

6. Эмоциональная сфера

Поведение человека в процессе старения в существенной мере определяется его текущим психическим состоянием, именно оно наполняет его содержанием. В качестве существенных факторов

Нарушение эмоций при поражении мозга

3. Межполушарная организация мозга и эмоциональная сфера

Накоплен большой фактический материал о неравнозначности левого и правого полушарий мозга в обеспечении эмоциональных явлении. Экспериментальные данные получены и на здоровых испытуемых (с доминированием левого или правого полушарий)

Особенности диагностики эмоциональной сферы личности

fГлава 1. Понятие об эмоциях. Что такое эмоции?

Особенности диагностики эмоциональной сферы личности

1.2 Эмоциональная сфера человека

Эмоции теснейшим образом связаны с личностью, неотделимы. Эмоции прежде всего отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью

Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР

f1.2 Эмоциональная и познавательная сфера детей с ЗПР

психология ребенок познавательный эмоциональный У детей с задержкой психического развития неполноценны все предпосылки, необходимые для формирования и развития процесса общения: познавательная и речевая активность

Особенности эмоционального состояния младших школьников с умственной отсталостью легкой степени

fГлава 2. Эмоциональная сфера младших школьников

Развитие эмоций и способов их выражения — сложный процесс, на который оказывают влияние особенности культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития

Особенности эмоциональной сферы личности киберспортсменов

fРаздел №1. Эмоциональная сфера личности

Особенности эмоциональной сферы младших школьников

2.1 Эмоциональная сфера личности младших школьников как объект исследования в психологии

Прослеживая путь развития эмоциональной сферы ребенка, Г. Мюнстерберг в начале XX века писал: «Вначале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны

Психическое развитие в раннем детстве

2.2 Эмоциональная сфера ребенка

Важной характеристикой данного возрастного этапа является лабильность эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношения к людям и предметам

Теоретические основы развития эмоциональной сферы младших школьников с трудностями в обучении

1. Сущность понятия «эмоциональная сфера личности», её развитие в онтогенезе

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или не приятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности

f1. Эмоциональная сфера человека

эмоция переживание человек Чтобы сказать об эмоциональной сфере человека вначале нужно сказать о том, что такое эмоции вообще. Эмоции — это элементарные переживания

Эмоции: определение, феноменология, измерение

f1. Эмоции: определение, феноменология, измерение

Эмоциональная сфера личности

5. Эмоциональная сфера личности

Понятие эмоций Каждый человек знает, что такое эмоции. И все же, если спросить, что вы чувствуете, когда сидите возле костра у ночной реки, или по отношению к близкому человеку, это, скорее всего, вызовет определенные затруднения

Эмпирические исследования эмоциональной сферы подростков

1.3 Эмоциональная сфера личности в подростковом возрасте

Если сравнивать подростков и старших школьников, то подростковый возраст наиболее труден в дисциплинарном отношении, а ранняя юность даёт максимум эмоциональных проблем

Источник: https://psy.bobrodobro.ru/10975

Эмоциональная сфера личности

что такое эмоциональная сфера

Характеристики эмоционального реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у человека, являются его эмоциональными свойствами и определяют его эмоциональность, эмоциональную сферу его личности.

Эмоциональность – это совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Свойства эмоциональной сферы

Все свойства эмоциональной сферы разделяются на содержательные и динамические.

Содержательные свойства эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: ее мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений и т.п.

К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Динамические свойства эмоциональной сферы связаны с темпераментом.

Структура эмоциональной сферы

  1. Эмоциональная возбудимость – готовность эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители. При повышенной эмоциональной возбудимости эмоциональные реакции в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия.
  2. Сила эмоций – энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. Некоторые люди могут испытывать чувства такой силы и интенсивности, на которые другие оказываются неспособными.
  3. Эмоциональная устойчивость – сопротивляемость действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений, терпеливость, ведущие к стабильности состояния.
  4. Эмоциональная лабильность – подвижность эмоций, благодаря которой человек быстро реагирует на смену стуаций и обстоятельств, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие.
  5. Общая эмоциональная направленность личности проявляется в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми, обусловливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/emotsionalnaya-sfera-lichnosti/

Эмоции: функции и основные разновидности

что такое эмоциональная сфера

Эмоции в жизни человека играют огромную роль. Они побуждают к деятельности, формируют цели, определяют мотивы поведения. При помощи эмоций человек способен выразить свое отношение к ситуации, явлению, предмету. В психологии выделяется несколько функций эмоций.

Основные функции эмоций

Отражательно-оценочная функция. Значимость предметов и ситуаций, которые необходимы для достижения целей и удовлетворения потребностей человека оценивается при помощи эмоций. Эмоции — система сигналов, дающая возможность понять значимость событий.

Побудительная функция. Оценивая происходящее, человек побуждает себя к какому-либо действию. С.Л.Рубинштейн утверждал, что эмоция заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него.

Активирующая функция имеет тесную связь с побудительной. Эмоции обеспечивают необходимый уровень деятельности центральной нервной системы человека. На динамику, темп, ритм деятельности влияют различные эмоциональные состояния. Положительные эмоции, такие как радость, уверенность, придают динамику процессам деятельности, побуждают человека к активным, интенсивным действиям.

Ученым Д Хеббом доказана зависимость эффективности деятельности человека от уровня его эмоционального состояния. Хебб называет такую зависимость криволинейной, «колоколообразной». Чтобы достичь высокого результата деятельности, нужно иметь оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Нежелательны слишком слабые и очень сильные эмоциональные состояния. Оптимальный уровень обеспечивает максимум эффективности в процессе деятельности.

Он зависит от условий выполняемой деятельности, индивидуальных свойств человека, вовлеченного в деятельность.

Замечание 1

Если эмоции слабые, значит человек имеет недостаточную мотивацию. Если эмоции слишком сильные, человек становится неорганизованным, неуправляемым, что разрушает деятельность.

Регулирующая функция. Эмоции регулируют, направляют деятельность человека, ограничивая или, напротив, расширяя ее. Когда возникает эмоциональное отношение к объекту, это оказывает влияние на мотивацию деятельности на всех ее этапах. При помощи эмоций дается субъективная оценка происходящего. Это означает, что одно и то же событие может быть по-разному эмоционально воспринято.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое эго идентичность

Синтезирующая функция. Отдельные события и факты выстраиваются в одно целое при помощи эмоций. Ученый А.Р.Лурия доказал, что множество образов, которые напрямую или косвенно связаны с объектом, породившим сильное эмрциональное переживание, в сознании человека объединяются в устойчивый комплекс. Если актуализируется один элемент, воспроизводятся в сознании другие составляющие этого комплекса, иногда даже против желания человека.

Смыслообразовательная функция. Действия человека обретают смысл благодаря эмоциям. А.Н.Леонтьев утверждал, что успешные действия, совершаемые за день, могут не удовлетворить человека и даже испортить ему настроение. Отрицательный осадок будет едва прослеживаться на фоне забот в течение дня.

Но когда человек начинает мысленно анализировать прожитый день, в памяти возникает определенное событие. Настроение приобретает предметную соотнесенность, возникает сигнал, указывающий на событие, которое оставило неприятные ощущения. Это может быть негативная реакция на чей-то поступок, более успешный.

Человек думал и действовал правильно, как ему казалось, и это было главным мотивом его деятельности, но на деле вышло не совсем так.

Защитная функция. Сильные эмоциональные переживания, такие как страх, посылают сигнал человеку об опасности и способствуют тому, чтобы он тщательно продумал свои действия. То есть страх — защита человека от неприятных последствий.

Экспрессивная функция. Все эмоции содержат экспрессивный компонент. За счет него человек устанавливает отношения с другими людьми.

Вопрос функций эмоций разрабатывался многими учеными, существует несколько классификаций, в том числе Симонова, Леонтьева, Вундта.

Значимость эмоций огромна в жизни человека. Ученые психологи сочли необходимым четко дифференцировать их. Немецкий философ И.Кант выделил два вида эмоциональных состояний по степени активации: стенические и астенические эмоции.

Стенические эмоции вызывают повышение активности человека, астенические, напротив, снижают ее. Эмоции могут быть положительного и отрицательного характера, интенсивными, длительными, осознанными и неосознанными.

Замечание 2

Человеческие эмоции можно различать по модальности, качеству переживаний.

Психолог К.Изард выделяет десять главных эмоций, три из них положительные, семь — отрицательные.

Фундаментальные эмоции человека

Интерес-возбуждение. Эмоция, которую испытывает человек чаще других. Следует подчеркнуть важность этой эмоции для мотивации в развитии навыков, приобретении знаний. Интерес открывает дорогу любопытству, исследованию, расширению опыта. Если интерес интенсивен, человек находится в состоянии воодушевления, оживления.

Радость может быть охарактеризована чувством уверенности, значительности, наслаждения и удовлетворения. Человек доволен собой, окружающим его миром, он ощущает силы и энергетический подъем. Радость — чувство, которое возникает при достижении чего-то, при реализации своих способностей, удовлетворении желаний.

Удивление. Особенность этой эмоции в том, что она быстро возникает и так же быстро проходит. Это эмоция переходящего характера. Удивление не может быть мотивом для поведения на протяжении длительного периода. Функция этого состояния заключается в подготовке человека к последующим действиям, к новым событиям.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/funktsii-i-osnovnye-vidy-emotsij/

Эмоциональная сфера — как развивать? — Психодоктор

Эмоционально-волевая сфера включает в себя содержание, динамику, а также качество эмоций и чувств каждого человека. Роль эмоций и воли в развитии ребенка сложно переоценить. Оказывая влияние на практически все познавательные процессы, они влияют на то, каким именно он увидит окружающий мир и каким будет его восприятие в дальнейшем.

Закрепление фундаментальных аспектов эмоций происходит, главным образом, в дошкольном возрасте. Именно поэтому развитие эмоционально волевой сферы ребенка — дошкольника требует к себе особого внимания со стороны семьи.

Эмоции у детей очень непосредственные

Компоненты эмоционально-волевой сферы ребенка

Основу эмоционально-волевой сферы составляют:

  1. Эмоции – наиболее простые реакции ребенка на окружающий мир. Условно подразделяются на положительные (восторг, радость), отрицательные (гнев, страх), нейтральные (удивление и т.д.).
  2. Чувства – более сложные комплексы сферы, включающие в себя различные эмоции и проявляющиеся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.
  3. Настроение – более устойчивое эмоциональное состояние, которое зависит от целого ряда факторов, в том числе тонуса нервной системе, состояния здоровья, окружающей обстановки, социального окружения, деятельности и т.д. В зависимости от продолжительности настроение может быть устойчивым, либо неустойчивым, стабильным, либо переменчивым – эти факторы определяются темпераментом, характером человека и некоторыми другими особенностями. Оно способно оказывать серьезное воздействие на деятельность человека, то стимулируя, то расстраивая ее.
  4. Воля – еще один компонент эмоционально-волевой сферы человека, отражает его способность к сознательной регуляции деятельности и достижении поставленных перед собой целей. Уже достаточно хорошо развита в младшем школьном возрасте.

Разница между эмоциями и чувствами — определение

Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника

Эмоционально волевое развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется под воздействием, главным образом, двух групп факторов – внутренних, к которым относятся врожденные особенности ребенка, а также внешних – семейной ситуации ребенка, его окружения.

К числу основных этапов развития эмоционально-волевой сферы ребенка относятся такие моменты.

Закрепление положительных и отрицательных эмоциональных реакций. Ребенок начинает четко понимать, что вызывает у него положительные эмоции, что – отрицательные и в соответствии с этим корректировать свое поведение. А именно – избегать то, что вызывает у него негативные эмоциональные реакции и стремясь к тому, что пробуждает в нем позитивные.

Ребенок должен уметь различать собственные эмоции

Аспекты эмоциональной сферы дошкольника начинают определять успех и результативность любого вида деятельности (в том числе обучения). Осуществляется переход его желаний в стремления.

Благодаря возникновению в сознании ребенка эмоционально положительного результата предстоящей деятельности, в создании ребенка формируются мотивы, имеющие разную силу и значимость.

Со временем это приводит к формировании иерархии потребностей, индивидуальной для каждого человека.

Любопытно, что положительные эмоции являются более значимыми стимулами, чем отрицательными: именно поэтому разумное поощрение действует на ребенка значительно лучше наказаний.

Разница между эмоциями и ощущениями — определение

Способность дошкольника понимать свое эмоциональное состояние и развитие навыков самопознания. Еще в самом начале дошкольного периода ребенок еще не способен понимать переживаемые им эмоции. А к концу он уже не только осознает то, что чувствует, но и способен выразить вербально то, что ему «хорошо» или «плохо», «весело» или «грустно» и т.д.

Спектр переживаемых ребенком чувств значительно расширяется. Параллельно с этим обогащается и его словарный запас, описывающий непосредственно особенности эмоционально-волевой сферы.

Что такое настроение у детей

Что нужно знать о развитии эмоционально-волевой сферы вашего ребенка? Полезные советы родителям

Для того, чтобы ребенок знал, что представляют собой эмоции, чувства и какие оттенки они имеют, словарный запас ребенка нужно периодически пополнять новыми для него понятиями.

В дошкольном возрасте у ребенка преобладают наглядные формы мышления. Поэтому изучать проявления эмоций и чувств очень удобно на конкретных примерах с помощью наблюдения за героями сказок и мультфильмов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как не переживать на работе

Например, во время просмотра можно обсудить с ребенком что именно чувствует персонаж, что вызвало у него такие чувства и эмоции, являются ли они положительными, либо отрицательными, могут ли что-нибудь рассказать о нем и т.д.

Также, пользуясь конкретными примерами, ребенку можно объяснить основные признаки и проявления эмоций, научить его различать их (например, описать, как меняются мимика и жесты человека, когда он смеется, сердится, удивляется и т.д., что происходит с интонацией его голоса).

Эмоциональная сфера — структура

Несмотря на то, что деление чувств и эмоций на положительные и отрицательные знакомо всем, не стоит внушать ребенку, что последние играют исключительно негативную роль в его жизни, стоит помнить о том, что контролируемый страх неразрывно связан с инстинктом самосохранения, обида выделяет границы личного пространства, отделяя дозволенное от запретного. Недовольство, выраженное в корректной форме, служит защитным механизмом, раскрывающий недовольство ребенка кем-либо или чем-либо.

Для того, чтобы научить ребенка- дошкольника уважать чувства других людей, необходимо чтобы он сам ощущал понимание со стороны взрослых. Для этого не нужно запрещать ему проявлять их и, параллельно – поощрять говорить о том, что он чувствует. Развитие эмпатии невозможно без понимания и доверия.

Причины нарушений эмоциональной сферы

Родитель должен объяснить ребенку, что каждый человек может испытывать и недовольство, и гнев, и страх, и что все это – абсолютно здоровые эмоции, без которых невозможна жизнь любого человека. Важно просто научиться выражать их максимально корректно.

Ребенку нужно научиться подбирать эмоции таким образом, чтобы они как можно лучше соответствовали его эмоциональному состоянию. А также – правильно распознавать эмоции окружающих. Это значительно облегчит его коммуникацию с другими людьми и будет развивать в нем такие качества, как эмпатия, способность к сочувствию и т.д.

Виды нарушений эмоционально-волевой сферы

Развитие волевых качеств ребенка

Качества эмоционально-волевой сферы ребенка развиваются при помощи регулярной и систематической деятельности.

Что такое воля и как ее развивать

Постепенно наращивания ее интенсивность и темп, нужно следовать главным правилам, и требованиям, предъявляемым к заданиям:

  • Сложность заданий должна быть умеренной: ребенок должен четко видеть цель и осознавать ее достижимость, но в то же время сталкиваться с определенными проблемами на пути к ее достижению.
  • Режимные моменты должны быть осуществлены примерно в одно время для выработки у ребенка более устойчивых навыков.
  • Развитие волевых качеств должно начинаться в раннем возрасте, но важно не переусердствовать: до дошкольного периода мозг ребенка еще физиологически не готов к длительной деятельности.

Как определяется волевая готовность у детей

Примеры заданий и упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка

Развитие эмоционально — волевой сферы ребёнка в дошкольном возрасте будет осуществляться гораздо легче при помощи специально организованных игр и упражнений.

Они позволят ребенку в простой и незатейливой форме запомнить базовые эмоции человека, их проявления и роль и жизни каждого. Проводить их можно как индивидуально, так и в малой группе.

«Маски»

Цель игры: изучение мимики и жестов, сопутствующих той или эмоции или чувствую. Развитие навыков распознавания эмоций по невербальным сигналам.

Маски с «эмоциями» можно самостоятельно

Для этой игры дети могут самостоятельно, под руководством взрослого сделать из бумаги маски, отражающие различные эмоции человека – грусть, радость, удивление, восторг и т.д. Затем на одного из детей надевается случайная из них (ребенок не знает, которая именно).

Задача игрока – угадать «свою» эмоцию при помощи подсказок других детей (особенности положения и формы глаз, бровей, губ и т.д.).

«Мимическая гимнастика»

Цель игры: развитие способности к активному выражению эмоций, умение связывать вербальные и невербальные проявления эмоциональных состояний. Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры.

Мимическая гимнастика на узнавание эмоций

На карточках пишут эмоции, соответствующие тому или иному (в этом возрасте ребенку будет легче работать со сказочными персонажами). Задача ребенка – изобразить их.

Примеры заданий:

  • Улыбнуться, как Буратино.
  • Испугаться, как Красная Шапочка.
  • Рассердиться, как мачеха Золушки.

«Театр»

Цель игры: умение различать эмоциональное состояние других людей, опираясь главным образом на их невербальные проявления.

Ребенок старается изобразить невербально (то есть, при помощи мимики и жестов) то или иное эмоциональное состояние – радость, грусть, разочарование, удивление, восторг, волнение. При этом часть его лица должна быть прикрыта рукой или листом бумаги. Участники игры должны угадать, что именно изображает ведущий.

Театрализованные игры — эффективный метод развития эмоционально-волевой сферы

Развитие эмоционально-волевой сферы позволит ребенку в дальнейшем не только эффективно строить отношения с окружающими, но и более грамотно выражать свои эмоции.

Повышается эмоциональная культура ребенка и соответствующий интеллект. И решающую роль в этом возрасте будет играть отношения ребенка с родителями.

Источник: https://psihodoctor.ru/emocionalnaya-sfera-kak-razvivat.html

Нарушения эмоциональной сферы человека: понятие, виды, причины и особенности

Любая ситуация или событие в жизни человека сопровождаются эмоциями. Каждый хотя бы раз в жизни ощущал состояние эйфории, необъяснимую радость, грусть, полную опустошенность. Возникновение безграничного спектра эмоций зависит от психического состояния человека и его окружения, которое зачастую диктует конкретные поведенческие рамки.

Личностные ограничения и стереотипы скапливают внутри огромное число ощущений, будь то грусть или нечаянная радость. Эмоциональное напряжение растет все больше с каждым днем, погружая человека в состояние психического нарушения.

Со временем даже при сильном желании он не может выплеснуть наружу то, что накопилось у него внутри, потому что долгое время это сдерживал. Таким образом формируются всевозможные нарушение эмоциональной сферы, которые влекут за собой разлад психофизической системы в целом.

Рассмотрим причины, которые вызывают такие патологии, а также способы их коррекции.

Что такое эмоции

Этим термином принято называть субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, которые проявляются в виде неудовольствия, удовольствия, страха, радости и т.д. Сопровождая любые сферы жизнедеятельности, эмоции служат одним из основных механизмов внешней и внутренней регуляции поведения и психической деятельности, направленных на удовлетворение потребностей.

Существует несколько разновидности нарушений эмоциональной сферы. Рассмотрим их подробнее.

Патологический аффект

Это проявление ярости или гнева, которые возникают в ответ на малозначительные раздражители и сопровождаются агрессивными воздействиями на источник негативных эмоций. Патологический аффект отличается стремительным течением на фоне помраченного сознания, при выходе из которого наблюдается полная амнезия случившегося. Подобное состояние может появляться при органическом поражении головного мозга, психогениях, психопатиях и некоторых других психических патологиях.

Эйфория

Неадекватное, патологически повышенное радостное настроение, когда жизнь человеку кажется сплошной цепочкой беспечных удовольствий и беззаботного времяпрепровождения, а все проблемы (даже очень серьезные) вполне разрешимы. Окружающее ему видится в радужных тонах.

При этом наблюдается непробиваемый оптимизм, негативные, а иногда и трагические моменты жизни воспринимаются положительно, радостно. За счет гипероптимизма человек неадекватно оценивает свое состояние. Например, эйфория может возникать на терминальной стадии определенных злокачественных заболеваний.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как формируется характер человека

Состояние бесконечного счастья наблюдается также при многих соматических и психических патологиях. О некоторых нарушениях эмоциональной сферы личности многие ничего не знают. Поговорим о них подробнее.

Мория

Немотивированное хорошее настроение с дурашливостью, пошлыми, плоскими шутками, расторможенностью влечений. Поведение таких людей напоминает гебефреническое возбуждение, хоть и отличается от него отсутствием эхолалии, парамимии, эхопраксии. Часто мория сопровождается легкой оглушенностью — обнубиляцией. Такое эмоциональное явление чаще всего отмечается в неврологической практике у пациентов с органическими поражениями лобных долей.

Угнетенное, патологически плохое настроение, возникающее без причины. При этом человек окружающее воспринимает мрачным, безысходно-пессимистическим, бесперспективным. Его ничто не радует, жизнь кажется лишенной смысла. Нередко именно такое расстройство является главной причиной возникновения суицидальных мыслей, намерения и попыток самоубийства.

Тревога

Это тоска, которая проецируется в будущее, выраженное душевное беспокойство, волнение, обусловленное безосновательным ожиданием катастрофы, крупной неприятности, которая случится с пациентом или его близкими людьми.

Тревога может быть обусловлена конкретным событием, связанным с определенной, нередко преувеличенной ситуацией жизни, или с диффузной, не связанной с какими-то событиями или фактами. Подобное нарушение обычно сопровождается интенсивными вегетативными реакциями и двигательным возбуждением.

Оно тесно связано с депрессивными состояниями и выступает как часть единого тревожно-депрессивного синдрома при различных соматических и психических расстройствах, особенно часто возникающих в инволюционном возрасте.

Неадекватность эмоций

Несоответствие характера эмоций и повода, вызвавшего их. Такая патология также характерна для шизофрении.

Дисфория

Тоскливо-злобное немотивированное настроение с недовольством окружающими или собой, которое выражается экстрапунитивным поведением.

У человека в это время наблюдается аффект злобы и крайне высокая раздражительность, которые и объясняют беспричинные внезапные вспышки агрессии к окружающим и разрушительные действия. Если агрессию по некоторым причинам человек не может реализовать, он направляет ее на себя.

Это часто выражается в суицидальных действиях или членовредительстве. Дисфория может возникать при органических патологиях мозга, эпилепсии, некоторых видах психопатий, атрофических и сосудистых процессах в мозге.

Эмоциональная лабильность, слабодушие

Это неустойчивость настроения. Человек по незначительному поводу легко переходит от смеха к плачу, от гнева к умилению. Он не может без слез смотреть сентиментальный фильм, читать книги. В течение дня у такого больного эмоции многократно меняют полярность. Слабодушие является симптомом сосудистых заболеваний мозга. Оно часто встречается также при органических его патологиях и астениях различной природы происхождения.

Эмоциональная тупость (оскудение)

Это исчезновение моральных, эстетических, интеллектуальных и этических чувств. Человек теряет деликатность, способность к сопереживанию, проявляет эмоциональную холодность, грубую бесцеремонность, безучастность и безразличие к судьбе близких людей. Подобное нарушение типично для людей, страдающих шизофренией.

Апатия

Нарушение, которое выражается в отсутствии всяческих желаний и абсолютном безразличии к себе и окружающим. Больные при этом не только теряют интерес к внешнему миру, но и совершенно безразличны к собственному состоянию. Они часто становятся неопрятными, неряшливыми. Сохраняя способность мыслить, они не могут действовать. Такое состояние характерно для шизофрении и некоторых видов органического поражения мозга.

Причины нарушений

Согласно данным статистики, в половине случаев нарушения эмоциональной сферы выражаются в развитии психических заболеваний. Это очень тревожный факт. Психологи полагают, что главными причинами их появления могут быть:

  • Перенесенные сильные стрессы и заболевания.
  • Особенности психоэмоционального и физического развития.
  • Микроклимат и отношения в семье, особенности воспитания (в случае возникновения нарушений у ребенка).
  • Трагическое событие.
  • Социальные и бытовые условия жизни, близкое окружение.

Нарушения могут быть спровоцированы и другими факторами. Например, в детском возрасте психологическую травму могут нанести компьютерные игры и кинофильмы.

Нарушения эмоциональной сферы у детей

У ребенка такого рода патология чаще всего проявляются в переходные периоды развития. Немаловажным фактором является и то, что маленький ребенок, особенно в дошкольном возрасте, обладает большей восприимчивостью, чем подросток или взрослый человек. Поэтому признаки нарушения эмоциональной сферы у него проявляются более интенсивно. Однако родители часто не замечают подавленности детей, списывая их неадекватное поведение на особенности характера.

Эмоциональная нестабильность у взрослых людей проявляется стандартно в немотивированной радости, лабильности настроения, ощущениях тоски, грусти или напряженности. Нарушения эмоциональной сферы у детей носят, как правило, скрытый характер.

У ребенка могут быть проблемы с пищеварительным трактом, расстройства аппетита, частые болезни, снижение иммунных реакций, потеря веса, замедление психического развития, расстройства сна, ослабление памяти, потливость, изменение состояния кожного покрова.

У дошкольников нарушения эмоциональной сферы часто выражаются в немотивированном гневе, болезненных страхах, агрессии и т.д. Биологический показатель в форме органического поражения мозга плода в период беременности, родов или в первые годы жизни создает необратимые нарушения личностной эмоциональной сферы.

Ребенок этого возраста наиболее подвержен психологическим установкам и процессу социализации – действиям или словам, присущим другим детям и влияющим на его развитие и поведение.

Подобное психологическое явление считается нормальным для детей, однако следует наблюдать за тем, не возникают ли у малыша проблем эмоционального характера.

Нарушения у детей со слуховыми и речевыми патологиями

Часто страдает эмоциональная сфера детей с нарушениями речи, а кроме того, и слуха. Среди малышей, имеющих проблемы психофизического развития, большую группу составляют те, у которых имеются нарушения слуха.

Такой ребенок не имеет возможности научиться разговаривать самостоятельно, поскольку он воспринимает звуковую речь, у него нет возможности получать слуховые образцы.

Эти дети не контролируют произношение, вследствие чего у них возникает искажение речи, а в некоторых случаях она вообще не развивается.

Эмоциональная сфера детей с нарушением слуха отрицательным образом отражается на овладении сложной речевой системой. Это не только существенно ограничивает возможности в познании окружающего мира и в обучении, но и оказывает выраженное негативное воздействие на психическое развитие личности, искажая или задерживая его.

Глубокие нарушения слуха в большинстве случаев влекут за собой немоту и приводят к социальной изоляции ребенка, поскольку его общение со слышащими детьми является весьма ограниченным. Это зачастую приводит к развитию у них нарушений эмоциональной сферы в виде агрессии, проявлений негативизма, эгоцентризма, эгоизма. Также могут наблюдаться противоположные реакции — апатичность, заторможенность, безынициативность.

Как исправить положение дел

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы — это специальная система психологического воздействия. Ее основными направлениями является смягчение дискомфорта на уровне эмоций, повышение самостоятельности и активности, устранение личностных реакций вторичного характера, обусловлен­ных нарушениями психологической сферы. Важным этапом работы является коррекция уровня самосознания, самооценки, формирование саморегуляции у пациента.

Конкретные задачи психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы:

  • Изменение стереотипов, установок и позиций.
  • Преодоление внутрисемейного кризиса.
  • Устранение проявлений дезадаптации в поведении.
  • Расширение сфер социального взаимодействия.
  • Формирование адекватного отношения к себе и к окружающим.

Мы рассмотрели особенности развития нарушений эмоциональной сферы у детей и взрослых.

Источник: https://FB.ru/article/451003/narusheniya-emotsionalnoy-sferyi-cheloveka-ponyatie-vidyi-prichinyi-i-osobennosti

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все в порядке!
Как называется боязнь общения с людьми

Закрыть